Севастопольский автобус

Материал из Крымология.Длинные статьи
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Кипарисовая статья Шаблон:Автобусная система


Севастопольский автобус  — ранее крупная система городских и пригородных автобусов, охватывавшая все районы Севастополя (такие как микрорайоны Балаклава, Фиолент, Казачья бухта, ул. Жидилова, Троицкая балка, Инкерман,Сахарная головка, Северная сторона, Байдарская долина, Хутор Отрадный, Камышовая бухта ,ул. Маринеско, ул. Шевченко ), которые не имели электротранспорта (действующего троллейбуса и бывшего трамвая), а ныне представленная преимущественно многочисленными маршрутными такси частных перевозчиков.

В начале 2000х годов прикратили существование АТП Северная и АТП Ахтиар,а в 2013 году АТП 14330 прекращает существованиеи его маршруты были закрыты автобусные перевозки полностью перешли частным перевозчикам. Для постепенного возрождения системы городских автобусов в 2014 году было создано предприятие ГУП СевАвтоТранс, из Москвы в качестве гуманитарной помощи были переданы 15 автобусов и открыты несколько маршрутов. Планируется вновь запустить маршруты в районы где отсутствует электротранспорт такие как Столетовский проспект ,Казачья бухта ,ул. Жидилова.

История

Запуск первых автобусов во времена Российской империи 1886 - 1917

Шаблон:Фоторяд

До появления автобусов в пригородном и междугороднем сообщении основными средствами массовых пассажирских перевозок были так называемые мальпосты и многоместные конные экипажи. Мальпост представлял собой почтовую карету, перевозившую пассажиров и легкую почту по почтовым трактам по расписанию и с платой по таксе. Места в нем заказывались на почтовой станции. Движение 4- и 8-местных мальпостов из Севастополя в Ялту было открыто в 1886 году. Проезд в них стоил соответственно 6 и 5 рублей, а путь занимал от 10 до 12 часов. Контора М.П.Окунева, владеющего экипажным сообщением Севастополь - Ялта, с 1888 по 1894 год размещалась в доме по Нахимовскому проспекту, 5. Конюшни же он держал в доме Красильникова по Екатерининской улице. А у помещения РОПиТ рядом с Графской пристанью стояли прогулочные линейки, отправлявшиеся с экскурсантами в Георгиевский монастырь и Балаклаву.

Первые предложения по организации автобусного движения из Севастополя в Балаклаву и Ялту стали поступать в городскую думу и Таврическому губернскому управлению в 1900-1905 гг. от иностранных предпринимателей, но из этого ничего не вышло. В сентябре 1905 г., спустя 6 лет после появления в городе первого частного автомобиля, в городскую управу обратился севастопольский купец И.И.Горичев, который предложил организовать по городу движение автомобилей для перевозки пассажиров. Стоянки машин предполагалось устроить на площадях Корниловской, Театральной, Новосильского (ныне - пл.Ушакова) и у часовни в начале Большой Морской. Это предложение осталось на бумаге, также как и предложение жены лейтенанта Н.Л.Миклашевской в сентябре 1907 г. об автомобильном сообщении из Севастополя в Ялту. В этом же месяце инженер Шелит предложил организовать движение шести автомобилей между Севастополем и Ялтой, что позволило бы сократить время в пути с 12 до 4-х часов. В ноябре 1907 г. с подобным же предложением обращался Лакидин.

20 апреля 1908 г. между Севастополем и Балаклавой открылось движение на двух 10-местных автомобилях, принадлежавших С.Ф.Сапетову. А в мае 1908 г. дворяне Рачинский и Воронов первыми в Крыму открыли движение автомобилей из Севастополя в Ялту. Летом этого года по линии курсировали 9 многоместных автомобилей Крымского автомобильного общества.

В апреле 1909 г. Крымское автомобильное общество прогорело. Вместо его автомобилей с 20 июля 1909 г. открылось движение двух автобусов Бенц-Гогенау на 16 мест. Проезд в первом классе стоил 10 рублей, во втором - 8 руб. Летом 1909 г. между Севастополем и Ялтой стали курсировать и автомобили уже упоминавшегося Лакидина. В 1910 г. к ним добавились машины товарищества "Экспресс" на 14 мест. Поездка в Ялту в 1912 г. на автомобиле с остановками, в том числе в Байдарах - на обед, занимала 7 часов, а на конном экипаже - 12-15 часов. В 1914 г. на Ялту ходили автобусы почтового ведомства, обществ "Экспресс" и "Люкс".

Внутригородское платное вечернее пассажирское автомобильное сообщение открылось в июне 1913 г. от Приморского бульвара до Исторического бульвара. Плата за поездку составляла 10 копеек.

Во временна Революции 1917 - 1922

Шаблон:Фоторяд

С началом войны автомобильное сообщение сильно сократилось, но на Ялту автобусы ходили даже в самые суровые военные и революционные годы.

Развитие автобусного движение с начала СССР 1922 - 1941

Шаблон:Фоторяд

В августе 1923 г. для эксплуатации санаториев Южного берега и обслуживания прибывающих в Крым курортников было создано акционерное общество "Крымкурсо". Оно получило из Москвы 20 машин на 12 мест "Уайт" и "Форд" для перевозки курортников и нуждающихся в лечении из Севастополя на ЮБК. В 1923 году было перевезено 7,8 тыс. пассажиров.

С 15 апреля 1924 г. "Крымкурсо" открыло движение трех автомобилей и нескольких автобусов. Кроме этих машин, курсировали 10 автомобилей фирмы "Катто", а также несколько артельных машин. Фирма "Катто" прогорела в ходе конкуренции с "Крымкурсо" в октябре 1924 г. К концу 1924 года на ходу у "Крымкурсо" было 28 легковых автомобилей и 16 автобусов, они перевезли 33,4 тыс. пассажиров.

В феврале 1925 г. общество получило огромный бывший царский гараж возле вокзала. В августе 1925 г. из Италии пароходом прибыли 9 автобусов и 3 автомобиля "Фиат", которые, как потом выяснилось, оказались непригодными для крымских дорог. Вместо них были заказаны "Рено". В начале 1926 года у общества было 38 автобусов (на 494 места) и 26 легковых машин (на 155 мест). В 1925 г. было перевезено 82 тыс. пассажиров.

Проезд на автобусе "Крымкурсо" в 1926 г. до Ялты стоил 8 рублей, в легковом автомобиле - 10 рублей. В апреле 1926 г. прибыли 5 новых автобусов "Фиат", а летом 1926 г. и в начале 1927 г. - партия французских автобусов и легковых автомобилей "Рено", которые оказались наиболее удобными для крымских дорог. За 8 месяцев 1926 г. "Крымкурсо" перевезло 112 тыс. пассажиров. В этом же году на базе общества создается Севастопольская автоколонна. В декабре 1926 г. в Севастополь поступили два первых советских автобуса московского завода АМО.

Весной 1927 года "Крымкурсо" имело 58 автобусов и 31 легковой автомобиль. На линию Севастополь - Ялта летом этого года были поставлены 22 автобуса и 14 легковых машин. В июне к ним добавились новые итальянские 25-местные машины "Лянчио". День 2 июля 1927 г. был рекордным в истории "Крымкурсо" - за этот день на ЮБК было перевезено 600 человек. До Ялты автобусы шли из Севастополя в это время 3 часа 55 минут, с остановками в Балаклаве, Байдарах, Кикенеизе, Алупке и Кореизе.

В декабре 1927 года президиум горсовета стал обсуждать вопрос об организации внутригородского автобусного сообщения. Предполагалось пустить автобусы от базара на Рудольфову гору, Туровскую слободку, по Гоголевской и Советской улицам. Но из-за нехватки автобусов на междугородних линиях "Крымкурсо" отказалось пустить их по городу. Весной 1928 г. севастопольский гараж "Крымкурсо" имел 41 автомобиль, в том числе 22 автобуса. Почти все они курсировали по линии на Ялту. В августе 1928 г. на эту линию вышел первый 40-местный автобус "Лянчио". Поступления иностранных автобусов в Крым прекратились в 1930 г., последними пришли американские "Форды".

В конце 1930 г. акционерное общество "Крымкурсо" было ликвидировано, а его автобусы были переданы вновь созданному севастопольскому отделению "Союзтранса".

На базе мастерских "Союзтранса", получившего в наследство технику общества "Крымкурсо", в Севастополе в начале 1930-х годов производилась сборка автобусов "Форд" и АМО-4.

20 ноября 1932 г. севастопольское отделение "Союзтранса" открыло движение автобуса от Красной площади через ул.Карла Маркса, Восставших, Карантинную и Туровскую слободки до Херсонеса. Но вскоре оно было прекращено.

6 октября 1934 г. трест "Трансэлектро" открыл движение одного 16-местного автобуса ГАЗ-АА из города (Красная площадь) на Рудольфову гору. В декабре 1934 г. по получении еще трех автобусов "Трансэлектро" открыло движение на Карантинную и Туровскую (Вакуленчука) слободки до Херсонеса, в Татарскую слободку (Петрова), а также от причала Северной стороны через Любимовку, Бельбек и Мамашай до Качи. С 1 января 1935 г. по городу стали курсировать три такси. В начале 1935 г. в городе работало 5 автобусов ГАЗ. В 1934 году они перевезли 83,1 тыс., в 1935 г. - 493,7 тыс. пассажиров.

11 марта 1936 г. трест "Трансэлектро" открыл автобусную линию от театра им.Луначарского на Корабельную сторону до угла улиц Р.Люксембург и Рабочей, а с 24 марта по линии на гору Матюшенко (бывшую Рудольфову) был пущен второй автобус. К слову, в июне 1936 г. в Севастополе насчитывалось 400 автомобилей и 151 мотоцикл. В сентябре 1936 г. "Трансэлектро" пустил один автобус на Качу (наряду с несколькими автобусами, пущенными там ранее "Союзтрансом" и Качинским поссоветом). 29 сентября 1936 г. трест "Трансэлектро" передал все свои 6 автобусов вновь организованному Крымавтотресту (бывшему "Союзтрансу"), который стал отвечать за организацию автобусного сообщения в Севастополе.

По состоянию на 1 января 1937 года Севастопольская автобаза №2 Крымавтотреста имела 26 автобусов, в том числе 10 ГАЗ-АА, 13 АМО-3 и АМО-4, 3 ЗИС-5. Ими в 1936 г. было перевезено 579,5 тыс. пассажиров. В феврале 1937 г. на Красной площади была открыта городская автостанция, откуда отправлялись все автобусы как междугородних, так и внутригородских линий. В этом же месяце по трассе закрытой на ремонт Балаклавской трамвайной линии были пущены 5 автобусов. Ежедневно на ЮБК в апреле 1937 г. уходили 25 автобусов. Летом 1937 г. действовали внутригородские маршруты на Балаклаву (16 км), гору Матюшенко (3 км), до слободки Вакуленчука (4,5 км), слободки Петрова (5 км), на Корабельную (6 км). В 1937 г. по городским маршрутам было перевезено 361 тыс. платных пассажиров, а по междугородним - 723,3 тыс. В мае 1937 г. открылась ведомственная автобусная линия СевГРЭС до своего поселка, где ходил один автобус ГАЗ-АА.

В августе 1938 г. на линии Севастополь - Симферополь и Севастополь - Ялта вышли 6 многоместных легковых автомобилей ЗИС-101. В конце 1938 г. из-за поломок автобусов и разбитых дорог многие городские линии были закрыты (на гору Матюшенко, в слободку Вакуленчука). В 1938 г. автобусы перевезли по городу 383,2 тыс., по трассе - 799 тыс. пассажиров.

По состоянию на 1 июля 1939 г. в севастопольском отделении Крымавтогужтреста было 7 автобусов ГАЗ-АА и 17 ЗИС. В январе 1939 г. завод шампанских вин организовал движение одного автобуса для обслуживания жителей Инкермана. 3 автобуса имел дом отдыха "Фиолент" и 2 автобуса - Херсонесский музей. В 1939 г. автобусы перевезли по городу 2.085 тыс., в 1940 г. - 1.728,8 тыс. пассажиров. Спад в перевозках объяснялся закрытием города весной 1939 года.

По состоянию на 1 января 1941 г. севастопольская автотранспортная колонна имела 17 автобусов, в том числе - 5 ГАЗ-АА, 4 АМО-3 и АМО-4, 5 ЗИС-5 и ЗИС-8, 3 ЗИС-16. Один такой новый, с обтекаемой формой автобус ЗИС-16 на 32 места, стал курсировать в начале 1941 года по линии Севастополь - Балаклава.

Великая Отечественная война 1941 - 1945

Шаблон:Фоторяд

С началом военных действий все автобусы были реквизированы армией. После освобождения города, по состоянию на июль 1944 года, в городе оставался только один автобус ЗИС-16, который сразу же был передан в Симферополь.

Восстановление автобусного хозяйства после войны 1945 - 1950

Шаблон:Фоторяд



В освобожденном городе восстанавливать транспортное хозяйство пришлось полностью с нуля. Автобусное движение между Симферополем и Севастополем открылось 23 марта 1945 года. По линиям в Качу, Балаклаву, Ялту и Симферополь в первые послевоенные годы курсировали грузовики ЗИС-5, оборудованные скамейками (их было 10). В 1946 г. в город поступили первые автобусы ГАЗ-03-30 на 16 мест каждый, а в 1949 г. - 24-местные ЗИС-8.

В апреле 1946 г. с прибытием автобусов ГАЗ и ЗИС-16 возобновилось движение на Корабельную сторону и в Балаклаву. Здесь автобусы заменили исчезнувший в городе трамвай. В августе 1946 г. были пущены два 40-местных автобуса по кольцу города, один 25-местный автобус на Стрелецкую бухту. Всего в это время на городских маршрутах работали 6 автобусов. В конце 1946 г. действовали линии: на Корабельную сторону, вокзал - кольцо города, на гору Матюшенко, Севастополь - Уркуста (ныне Передовое), Севастополь - Шули (ныне Терновка), Севастополь - Балаклава, на слободку Вакуленчука. В начале 1947 г. стал курсировать автобус из города в Инкерман.

В октябре 1947 г. был открыт маршрут до Херсонеса - 3 рейса в день. Несмотря на расширение сети маршрутов, в начале 1948 г. из-за плохих дорог большинство автобусов стояло в гараже, а на линии выходили всего 4-5 машин. В октябре 1948 г. была открыта новая линия на Куликово поле. В течение 1948 года в колонну прибыли 8 новых машин ГАЗ-03-30 и один трофейный немецкий автобус "Дейц" из Феодосии. На 1 января 1949 г. в автоколонне имелось 16 автобусов ГАЗ-03-30, 3 автобуса на базе грузовика ЗИС-5, 4 ЗИС-16, 1 "Дейц". В 1948 г. автобусы перевезли 2.467,1 тыс. пассажиров.

С 1 января 1949 г. возобновилось движение автобуса в Инкерман. Решением горсовета в августе 1949 г. был намечен плановый выпуск 5 автобусов на Корабельную линию, 3 до Ушаковой балки, 4 до Стрелецкой и Херсонеса, 4 на гору Матюшенко, 2 на Куликово поле, 2 по Круговой, 1 на вокзал, 1 на Омегу и 3 на Балаклаву. В этом году в Севастополь после капремонта прибыли из Москвы 5 автобусов ЗИС-8, а также 28 ГАЗ-03-30. Были переданы в другие города Крыма несколько ГАЗ-03-30, "Дейц" и переделаны в грузовые ЗИС-5. В 1949 г. автобусы перевезли 4.985,8 тыс. пассажиров. Были также получены 8 легковых такси "Победа". В 1949 году Севастопольская автотранспортная колонна была реорганизована в автоколонну №102 Крымавтотреста. В начале 50-х годов из состава автоколонны был выделен грузовой транспорт и она стала исключительно пассажирским предприятием, располагающим таксомоторным парком.

Развитие и расцвет автобусного хазяйства 1950 - 1991

Шаблон:Фоторяд


В мае 1950 г. были получены два новых автобуса ЗИС-155. В начале 1951 года из имеющихся на инвентаре 44 автобусов на линии выходили только 12-15 машин. Действовали линии Северная сторона - Кача, на Балаклаву, Омегу, Казачью бухту, Корабельную сторону, в Стрелецкую бухту, на гору Матюшенко. С октября 1951 г. автобусный маршрут на Корабельную был сокращен до вокзала, где пассажиры стали пересаживаться в появившиеся в 1950 году троллейбусы. С пуском в ноябре 1951 г. троллейбуса по кольцу города многие автобусные маршруты были выведены с самого кольца. В конце 1951 г. колонна имела 45 автобусов, в том числе ЗИС-8, ЗИС-155, ГАЗ-03-30. Последние машины стали быстро списываться, последние автобусы этой марки исчезли с городских улиц в 1954 году.

В марте 1953 г. автостанция была перенесена с пл.Ленина (ныне Нахимова) на пл.Восставших. В этом году были открыты маршруты до Орлиного, от вокзала в Новый поселок, Северная - бухта Голландия, пл.Ластовая - Новый поселок, Северная - городок завода, Северная - Кача. В конце 1953 г. в автоколонне было 37 автобусов.

В 1954 г. поступили 16 автобусов ПАЗ-651 и 2 ЗИС-155, было перевезено 11.592,7 тыс. пассажиров. В конце 1954 г. в автоколонне было 47 автобусов, в том числе 3 ЗИС-8, 16 ПАЗ-651, 28 ЗИС-155. Последние автобусы ЗИС-8 были списаны в 1955 году. В сентябре 1954 года указанием Крымавтотреста маршруты автобусов получили свои номера:

С ростом темпов поступления новых автобусов стали открываться очередные маршруты. В 1957 году автобусы стали курсировать в район Мартыновой бухты и до Троицкой балки, в 1959 году - на Красную горку, по центральному городскому холму (маршрут №32 от пл.Ушакова до пл.Революции), с Северной до отделения совхоза "Заря Свободы", а в ноябре этого года - от пл.Ушакова до Диорамы на Сапун-горе. В 1958 г. в парк поступили ЛиАЗ-158, а в 1959 г. стали поступать ЛАЗ-695, которые быстро вытеснили машины ЗИС-155. Динамика роста перевозок пассажиров: 1956 г. - 16.659 тыс., 1957 г. - 17.765 тыс., 1958 г. - 17.850 тыс. человек.

В 1959 году автобусы ходили от пл.Нахимова - до Куликова поля, Стрелецкой, Херсонеса, 2-го км Балаклавского шоссе, Троицкой балки; от пл.Ушакова - до Воронцовой горы, Нового поселка, Сапун-горы; от автостанции на пл.Восставших - до Омеги, Камышовой, Казачьей и мыса Фиолент; с Северной - до Учкуевки, Любимовки, Качи, Северного городка, Мекензиевых гор.

В январе 1960 г. автобусы стали курсировать от 5-го километра в поселок завода винсоков (Максимова дача) и в поселок Дальний; в апреле 1960 г. - от Инкермана в поселок ГРЭС. В октябре 1961 года у железнодорожного вокзала был введен в строй новый автовокзал.

В конце 1961 г. в автобусно-таксомоторном парке было 107 автобусов, в том числе 16 ПАЗ-651, 33 ЗИС-155, 7 ЛиАЗ-158, 41 ЛАЗ-695, 10 ПАЗ-652, а также 47 такси М-21 и 3 ЗИМ-12. В 1962 г. прибыли первые 6 машин РАФ, а в 1963 г. - первый автобус "Икарус". В 1961 году автобусами было перевезено 18.859,3 тыс., в 1962 г. - 19.674 тыс., в 1963 г. - 21.760,5 тыс. пассажиров. В 1963 году автобусы стали переходить на бескондукторное обслуживание. С 1 января 1966 г. вместо участковых тарифов на автобусах был введен единый тариф за проезд - 5 копеек.

По мере развития сети троллейбусных линий автобусные маршруты в центральной зоне города стали сокращаться, и автобусы стали обслуживать в большей степени окраины города и новые жилые массивы, куда еще не пришел троллейбус. В феврале 1966 г. был открыт (продлен) маршрут №31 Мартынова бухта - ул.Острякова. На нем работали автобусы ЛАЗ и ПАЗ-651, доезжавшие до пересечения с ул.Силаева. В центре города их маршрут пролегал от пл.Ушакова через Владимирскую горку на пл.Революции, затем по ул.Капитанской, 6-й Бастионной до пл.Восставших.

В 1966 году автобусно-таксомоторный парк был переименован в АТП-11114. За 1966 год автобусы перевезли 29.386,2 тыс. пассажиров. На 1 января 1967 г. в парке имелось 168 автобусов, в том числе 116 ЛАЗ-695, 3 ЛиАЗ-158, 31 ПАЗ-652, 8 ПАЗ-651, 10 РАФ. В 1970 году был открыт автобусный маршрут от бухты Камышовой в Казачью по новой дороге.

С 1 января 1979 г. в результате реорганизации АТП на его базе было создано два предприятия - автобусный парк АТП-11124 и таксомоторный парк АТП-11103. С 1 января 1987 г. АТП-11124 переименовано в АТП-34330, а в июле 1988 г. - в АТП-14330.

В 1970-1980-е годы новые маршруты охватили все новые микрорайоны Камышовой бухты, проспекта Острякова, Воронцовой горы, Северной стороны, пригородные и дачные местности. В середине 70-х появились вместительные машины "Икарус"-260 и "Икарус"-280. Во второй половине 80-х годов стали действовать линии маршрутных микроавтобусов - из центра города к Больничному комплексу на проспекте Острякова (РАФы), от Малахова кургана до бухты Омега (ПАЗы). В 1990 году в АТП-14330 было 276 автобусов и маршрутных такси, в том числе 153 "Икаруса", 88 ЛАЗ, 20 ПАЗ, 15 РАФ. Из них городские перевозки осуществляли 135 автобусов.

После развала СССР, кризис 90х 1991 - 2000

Шаблон:Фоторяд


В связи с экономией средств и по экологическим соображениям, в 1990-1992 гг. конечные остановки большинства автобусных маршрутов в центральной части города были перенесены к конечным остановкам троллейбусов на окраинах, в основном на 5-й км Балаклавского шоссе и пл.50-летия СССР, где были оборудованы автостанция и диспетчерские пункты.

С началом кризиса 1990-х годов из-за отсутствия достаточного финансирования автобусное хозяйство постепенно стало сокращаться, уменьшились число автобусов в парке, выпуск на линии, количество маршрутов, объем перевозок. Основой подвижного состава являлись венгерские автобусы "Икарус", однако парк их уже находился в сильно изношенном состоянии - с развалом экономических связей со странами бывшего СЭВ прекратились поставки как новых машин, так и запасных частей к ним. Несмотря на финансовые трудности, в 1993 г. АТП-14330 были приобретены 27 отечественных автобусов ЛАЗ-42021 с дизельными двигателями КамАЗ и "Рено", однако они значительно уступали по вместимости сочлененным "Икарусам". В 1993 году АТП осуществляло городские пассажирские перевозки с четырех автостанций: 5-й км Балаклавского шоссе, Северная, Балаклава, Инкерман, обслуживало 18 пригородных маршрутов. В городе насчитывалось 265 автобусов, но на обязательные городские маршруты выходили только 53. По междугородним маршрутам автобусы отправлялись как в города Крыма, так и за его пределы: по Украине - в Бердянск, Николаев, Херсон, Одессу, по России - в Новороссийск, Краснодар, Ростов-на-Дону.

В 1994 г. по Севастополю стали курсировать "коммерческие" автобусы, среди них могли быть любые машины, в том числе и междугородние "Икарусы". Весной 1997 года в Севастополь из Южной Кореи прибыли 90 микроавтобусов на 14 мест, с апреля они стали курсировать по самым загруженным троллейбусным маршрутам города - 10,12,14. Приобретены они были по программе муниципального транспортного займа (лизинговый контракт по закупке и эксплуатации микроавтобусов), название модели - Asia Topic, откуда и пошло у севастопольцев употребление слова "топик" применительно к любым небольшим маршрутным автобусам. К концу 1990-х гг. автобусы по городу курсировали в двух режимах: коммерческом - по самым загруженным и доходным направлениям (в основном, в крупные жилые массивы, к торговым центрам и транспортным узлам), и по линиям, где нет троллейбусных маршрутов, с обязательной перевозкой социально необеспеченных пассажиров по заниженному тарифу.

1 апреля 1997 г. государственное предприятие АТП-14330 преобразовано в открытое акционерное общество в соответствии с Законом Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" и Приказом Регионального отделения фонда государственного имущества Украины в г. Севастополе №141 от 24.03.1997 г. По состоянию на начало 1999 года общество имело следующие структурные подразделения на территории центрального гаража (ул.Индустриальная,3): автоколонна №1 (городские и пригородные перевозки), автоколонна №3 (междугородные перевозки), авторемонтные мастерские, административно-управленческий аппарат. А также отдельно расположенные автоколонна №2 - городские перевозки в Балаклавском районе (ул.Спартаковская,1) и автоколонна №4 - городские, пригородные и междугородные перевозки на Северной стороне (Радиогорка).

До середины 1990-х балаклавская колонна имела номер 5, а на основной территории размещалась еще автоколонна №2, располагавшая преимущественно автобусами ЛАЗ для экскурсионных, заказных и служебных пассажирских перевозок.

С 1 июля 1999 г. на базе автоколонны №3 создано ЗАО "АТП "Ахтиар", на базе автоколонны №4 - ЗАО "АТП "Северная". По состоянию на начало 2000 г. ОАО АТП-14330 имело структуру: автоколонна №1 (ул.Индустриальная,3), автоколонна №2 (ул.Спартаковская,1), авторемонтные мастерские (ул.Индустриальная,3).

Сокращение автобусного движения 2000 - 2014

Шаблон:Фоторяд


В 2000 году ОАО АТП-14330 обслуживало 21 городской и 5 пригородных маршрутов общей протяженностью 445 км, в том числе по городу - 246,8 км, по пригороду - 198,2 км. В планах на 2000-2001 годы значились мероприятия по переводу балаклавской автоколонны №2 на территорию основного гаража с последующей сдачей в аренду отдельно стоящего производственного комплекса, расширение оказания платных услуг по техническому обслуживанию, создание совместного предприятия по ремонту и техобслуживанию транспорта.


В 2002 году в Севастополе появляется новый перевозчик СевЭлектроАвтоТранс.Предприятию были подарены Москвой 3 автобуса ЛиАЗ-5256.Автобусы вышли на маршрут №9 5й км - Балаклава(пл. 1го мая).

В 2009 году СевЭлектроАвтоТранс закрывает автобусное движение.

В Июне 2013 года закрывается АТП 14330 ,и все его маршруты переходят частным перевозчикам.

Восстановление с 2014 года

Шаблон:Фоторяд

В марте 2014 года правительство Москвы подарили Севастополю 10 автобусов ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5256.Автобусы поступили на предприятие СевЭлектроАвтоТранс.Автобусы городского типа вышли на троллейбусные маршруты №10,12,14.

В 2014 году создано новое муниципальное предприятие ГУП СевАвтоТранс. Ему были переданы автобусы СевЭлектроАвтоТранса.

В 2016 году поступает 110 автобусов Marcopolo Bravis. В октябре 2016 года первые автобусы Marcopolo Bravis вышли на маршруты № 133 и 177. 1 декабря 2016 года автобусы вышли на маршруты №33,44,63,76.

С 1 февраля 2017 года автобусы вышли на маршруты №10 и 22. 12 апреля 2017 года в Севастополь на предприятие ГУП СевЭлектроАвтоТранс начали поступать газомоторные автобусы НефАЗ. В июне 2017 года 30 автобусов Marcopolo Bravis были переданы из СевАвтоТранса в СевЭлектроАвтоТранс. 3 июля 2017 года на маршруты 10,34,76,133 вышли новые автобусы НефАЗ. 7 июля автобусы вышли на маршрут пл. 50 летия СССР - ТЦ Нова Центр.

1 сентября 2017 года автобусы НефАЗ вышли на маршрут №92 Инкерман - Центр.

22 марта 2018 года ГУП Севэлектроавтотранс приступил к обслуживанию маршрутов 8,19,24,27,41,94,97,103,126,129,134,182,183. С 4 июня 2018 года ГУП Севэлектроавтотранс стал обсуживать маршрут №9. В июне 2018 года начали поступать новые автобусы КАвЗ-4270.

Маршруты

Шаблон:Main

Подвижной состав

Действующий

Шаблон:Color
Фото Модель Количество Примечание
150px ЛиАЗ-5292.20 5
150px ЛиАЗ-5256.13 5 Работают на междугороднем маршруте Симферополь - Севастополь.
150px FIAT Ducato 244 5 Один автобус находится на балансе ГУП СевЭлектроАвтоТранс
150px Нижегородец-2227S (Ford Transit) 2
150px ГАЗ-A6xR42 (Next) 4
150px ЛиАЗ-5256.25 3 3 автобуса находится на балансе ГУП СевЭлектроАвтоТранс. Работали на 9 маршруте 5й км - Балаклава (пл. 1го мая).С 2009 года не работают.Есть планы восстановления.
150px Marcopolo Bravis 3297 90
150px НефАЗ-5299-40-51 (5299UP) 25
150px КАвЗ-4270-70 50

Автобусные парки

Действующие

Шаблон:Color
Фото Парк Дата открытия Адрес Маршруты Примечание
150px ГУП «СевАвтоТранс» 2014 год. г. Севастополь, ул. Токарева, 4а. Тел.: (8692) 57-20-03, +7 (978) 062-19-33 Симферополь, Аэропорт, Судак, Мисхор, Евпатория. Муниципальное автобусное предприятие создано в августе 2014 года.
150px ГУП СевЭлектроАвтоТранс 2002 год. г. Севастополь, ул. Льва Толстого, 51. Тел.: (8692) 55-28-90 10Б, 12А, 22А, 34А, 63А, 76В, 92, 133А, пл. 50 летия СССР - ТЦ Нова Центр.
150px АТП 14340 г.Бахчисарай, ул.Фрунзе, 34 Пригородные маршруты в Бахчисарайский район.Отправление от к/с Центральный рынок.

Закрытые

Шаблон:Color
Фото Парк Дата открытия Дата закрытия Адрес Маршрут Примечание
150px ГУП «СевАвтоТранс» 2014 год 2016 год г. Севастополь, ул. Шабалина 12.
150px АТП 14330 2013 год 1950 год г. Севастополь, ул. Индустриальная, 3. 1,2,7,8,9,15,19,20,23,27,28,31,37,37А,40,41,41А,66,70,72,85,91,94,98,99,109,110,134,182,183
150px АТП Северная 1999 год 2005 год г. Севастополь, ул. Загордянского 16. 6,36,39,42,45,46,47,48,49,50,52,62,64.
150px АТП Ахтиар 1999 год 2008 год г. Севастополь, ул. Индустриальная, 3. Междугородные маршруты

Автовокзалы

Действующие

Шаблон:Color
Фото Станция Обслуживает направления Адрес Примечание
150px Центральный Автовокзал Междугородные перевозки по Крыму, и Российской Федерации. ул. Вокзальная 11. Планируется перенос Центрального автовокзала в район 5го км.
150px Автостанция Северная Пригородные перевозки по Северной стороне и Бахчисарайского района. И междугородные перевозки по Крыму. пл. Захарова
150px Автостанция «Центральный рынок» Пригородные перевозки. пл. 300 летия флота России Автостанция не имеет кассового терминала и зала ожидания. Билеты продаются в салоне автобусов.
150px Автостанция «Балаклава» Пригородные перевозки по Балаклавскому району. И междугородные перевозки в Симферополь. пл. 1 мая Автостанция расположена прямо на площади 1 мая, и за отсутствия терминала и билетных касс билеты продаются у водителя.
150px Автостанция «Инкерман» Междугородные перевозки по Крыму, и Российской Федерации. г. Инкерман, ул. Менжинского, 1 Автостанция основном действует для проверки билетов следующий автобусов из Севастополя.
150px Автостанция «Кача» Пригородные перевозки, и междугородные перевозки по Крыму пос. Кача, ул. Первомайская 3

Закрытые

Шаблон:Color
Фото Станция Обслуживал направления Адрес Примечание
150px Автостанция «Союзтранс» Маршруты на Южный Берег Крыма, и междугородные перевозки по Крыму и СССР. пл. Ушакова Автостанция перенесена в район ж/д Вокзала
150px Автостанция «пл. Нахимова» Пригородные перевозки. пл. Нахимова Автостанция перенесенна в районы 5й км, пл. 50 летия СССР,и пл. Захарова

Севастопольский автобус в искусстве

В фильмах

  • Женатый холостяк — Главный герой Сергей Петров работает в АТП 14330 водителем автобуса. Работал Сергей на автобусе ЛАЗ-695. Также в эпизодах попадали автобусы марки: Ikarus 280, Ikarus 260.

Ссылки

Шаблон:Автобусные системы Крыма