Авиация Черноморского флота

Материал из Крымология.Длинные статьи
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Заготовка Шаблон:Викифицировать

Черноморская авиация до Первой мировой войны

Файл:Гидроаэроплан М-5 в Севастопольской бухте.jpg
Гидроаэроплан М-5 в Севастопольской бухте
Полеты моряков Черноморского флота начались еще до основания Севастопольской Авиационной Школы. Уже в 1910 г. лейт. С.Ф. Дорожинский совершил первый полет над Севастополем, за что ему был поднесен жетон от жителей города, с соответсвующей надписью[1].

Первоначально обучение в Севастополе и на Каче велось на сухопутных аппаратах, но приблизительно в конце 1912 г.-начале 1913 г. стали производиться полеты на поплавковых гидро Кертиса на Черном море и поплавковых Фарманах на Балтийском. Постоянными руководителями школы в Каче с 1912 г. были: на Фармане — шт. кап. Виктор Берченко, на Блерио — лейт. барон Буксгевден и лейт. Дыбовский.

От армии руководителями были: на Фармане — поручики Ильин и Матвеев, на Блерио — шт. кап. Земитан. Штатский летчик М. Н. Ефимов был инструктором на Фармане.

Начальником Авиации Черного моря был инженер-механик лейтенант Иван Иванович Стаховский.

В 1913г. наиболее популярным типом гидро в Черном море был поплавковый Кертис, которых в авиации было не меньше 7-ми. Предвидя необходимость доставки гидро в дальние районы театра военных действий, флот стал производить опыты со спуском и подъемом гидро на суда еще до начала войны, благодаря чему ко времени вступления России в войну у летчиков уже имелся некоторый опыт в области корабельной авиации.

Участие в Первой мировой войне

С началом военных действий выяснилась острая нужда в кораблях, могущих следовать вместе с эскадрой, подвозя самолеты к театру войны, и служащих базой для их команды. Не имея времени для постройки таких судов, командование Черноморского флота решило оборудовать два почти новых пассажирских парохода «Император Николай I» и «Император Александр III» под авиаматки. «Император Александр III» был переименован в «Император Александр I», т.к. на стапели Николаева в это время строился дредноут «Император Александр III». Эти гидро-крейсера, как их потом называли, вступили в строй в феврале 1915 года. Они комплектовались аппаратами Щетинина типа Щ-5 (М-5) и брали: «Николай I»—7 гидро, а «Александр I»—8. Эти гидропланы составляли «корабельные» отряды, базировавшиеся на берегу в Севастополе и грузившиеся на гидро-крейсера только на время похода и соответсвующих операций. Ст. лейт. Н. Р. Вирен был начальником 1-го корабельного отряда, а вторым командовал лейт. Е. Е. Коведяев. Помимо Корабельного Дивизиона, гидро которого базировались в Севастополе, были организованы и береговые Дивизионы: в Батуме, Одессе и Круглой Бухте.

Первый боевой поход гидро-крейсеров был 11 марта 1915 г., когда «Николай I» сопровождал 5 линейных кораблей к берегам Румынии, имея 4 гидро на борту. Очевидно, в то время их было недостаточно, чтобы полностью укомплектовать гидро-крейсера. Самолеты «Николая I-го» были вначале использованы для воздушной разведки, но потом их посылали для бомбардировки береговых целей.

«Император Николай I» выходил с маневренной группой 18 марта, в поход к Босфору. Этот поход, с целью обстрела береговых укреплений, был повторен 27 марта. На этот раз гидро-крейсер имел на борту 5 гидро. Ему сопутствовал «Алмаз», несший на борту один гидро. Гидро на этот раз предназначались только для воздушной разведки. Они подверглись безрезультатному обстрелу ружейным и шрапнельным огнем противника. Две бомбы были сброшены на турецкие батареи и одна на миноносец. На следующий день, 29 марта, авиация продолжала держать Босфор под непрерывным наблюдением и вела корректировку стрельбы.

30 марта «Николай-1», в сопровождении «Память Меркурия» и миноносцев, нанесли удар по Зунгулдаку. Самолетами были сброшены бомбы на портовые сооружения. 3 апреля, в разведку, для опознания неизвестных судов, были высланы самолеты береговых отрядов. Корабли эти были опознаны летчиком лейт. В. М. Марченко и мех. наблюдателем унт оф. Демченко, как «Гебен» и «Бреслау», уходящие к Босфору. (Турецкий крейсер «Меджидие» подорвался у Одессы ночью 3-го.)

«Имп. Николай I» участвовал в подходе к Босфору 1-6 мая 1915 г. 2 мая гидро-крейсер стал спускать, поочередно, самолеты для воздушной разведки Босфора. Бомбардирующие корабли все время охранялись одним самолетом. 4 мая, на рассвете, 5 гидро «Николая 1-го» и гидро «Алмаза» произвели налет на Инаду. 7 мая с эскадрой, в первый раз, вышел «Император Александр I», заменивший «Николая 1-го». 10 мая эскадра подошла к Босфору. Тут произошел бой с «Гебеном», во время которого гидро- крейсера благоразумно держались в стороне.

9 июля «Император Александр I» вышел из Севастополя в Одессу с другими судами, предназначенными для охранения линейного корабля «Императрица Мария» на переходе морем. Дредноут вышел из Одессы 12 июля и 13 прибыл в Севастополь. Приблизительно в это время лейтенанты Качинский и Ломанов были командированы в Батум с 2- мя аппаратами типа Моран Солнье. Ими был сделан удачный налет на мечеть в Архаве, где был склад военного снаряжения. Был замечен взрыв и пожар, который продолжался всю ночь. Бомбы были сброшены с 600-футовой высоты. Чтобы помешать доставке угля из Зунгулдака в Константинополь, решено было нанести по нему удар авиацией и артиллерийским огнем (операция № 19). Вторая бригада линейных кораблей вышла для этой цели из Севастополя 30 сентября 1915 г. Из гидро-крейсеров с отрядом вышел только «Алмаз». «Императоры» не пошли из-за опасения подводных лодок, количество которых в Черном море значительно возросло.

С вступлением Болгарии в войну 14 октября 1915 г., внимание флота было обращено к болгарским берегам, где укрывались немецкие подводные лодки. Первый обстрел Варны и Евксинограда не дали положительных результатов. Решено было послать гидро-авиацию для воздушной разведки. 25 октября, в составе других судов, к Варне подошли «Алмаз» и «Николай I». Самолеты произвели воздушную разведку перед обстрелом.

Кампания 1915 г. дала пример тактического взаимоотношения надводных кораблей с гидро-авиацией при ударах по портам, но делалось это примитивно. Береговая авиация была использована для противолодочной обороны.

В 1915- 1916 гг. производились испытания 8-ми лодок типа «К», построенных фирмой Кертиса. Гидро эти, после многих полетов и переделок, были признаны негодными и опасными не только для несения военной службы, но даже и для учебных целей, и адмирал Эбергардт просил Морской генштаб избавить его от «непригодного имущества».

К весне 1916 года в черноморской морской авиации насчитывалось следующее количество гидро: в 3-х корабельных отрядах (1-й отряд «Николай I», 2-й «Александр I» и 3-й «Алмаз») и 7-ми береговых—34 исправных самолета и 11 в ремонте. Гидро-крейсера базировались в Севастополе, а береговые отряды: в Батуме, Сухуме, Ризе и Севастополе.

«Императоры» и «Алмаз» составили охранение транспортам при перевозке войск из Новороссийска в район Ризе 26 марта. 7 апреля 4 гидро были переведены в Ризе для образования там берегового отряда. Гидро-крейсера производили воздушную разведку и несли охранение при перевозке 123-й и 127-й пехотных дивизий из Мариуполя в бухту Ковате, 13-23 мая. Второй корабельный отряд получил 13 июня гидро Щ-9, способные совершать полеты в Константинополь. В июле начальником Черноморской авиации был назначен кап. 1 р. Федорович.

23 августа, из Севастополя, с целью бомбардировки Варны, вышел отряд с 3-мя гидро-крейсерами, имевшими на борту 8 гидро типа Щ-9 и 12 типа Щ-5. 25 августа, находясь в 25 милях от Варны, гидро-крейсера спустили все самолеты на воду. Подняться, из-за свежего ветра и зыби, могли только 7, причем из них только 4 (3 Щ-9 и 1 Щ-5) выполнили задание, сбросив бомбы на портовые сооружения, гавань и зенитные батареи. Причиной неудачи была недостаточная подготовка летчиков к взлетам в море, а также неисправность самолетов.

Румыния объявила войну Австрии 27 августа 1916 г. В целях увеличения противолодочной обороны Констанции, туда был перебазирован один корабельный авиационный отряд. Уже 7 сентября два неприятельских самолета были отогнаны двумя русскими гидро. Гидро базировались на озере Сингол. В.Р. Качинский был там со своим отрядом. Промежуточная база была организована в Мангалии. 11 сенятября 6 гидро, под начальством В. Качинского, атаковали Варну, с наступлением темноты, сбросив 54 бомбы, большинство которых взорвалось возле ангаров, часть у Евксинограда и в самом городе. Это был первый ночной налет в истории морской авиации. 26 сентября 4 гидро совершили налет на Мангалию, а четыре дня спустя, на Геленджик.

21 сентября «Николай I» принял участие в перевозке войск из Одессы в Констанцу, оперируя в районе Бургаса. Для обороны устьев Дуная, в Сулине, в середине ноября 1916 года, был создан береговой авиационный отряд из 10 гидро.

В феврале 1916г. был предпринят налет на Зунгулдаг. 5 февраля в море вышла маневренная группа в составе линейного корабля «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный» и гидро- крейсеров «Александр I» и «Николай I», несших на борту 14 гидро. Утром 6-го, гидро-крейсера, следовавшие самостоятельно, соединились с эск. миноносцами «Поспешный» и «Громкий» и, на расстоянии 15-18 миль от Зунгулдака, спустили гидро на воду. Три гидро возвратились из-за неисправности моторов. Благодаря низкой облачности летчикам было трудно находить цели. Однако попадание бомбой было достигнуто в угольный транспорт «Ирмингард», после этого затонувший. Этот транспорт был поднят и исправлен. В сентябре он подорвался на мине, а 17-го был потоплен подводной лодкой «Нарвал». Летчиком лейт. В. В. Утгоф была взорвана электрическая станция. Были замечены попадания в железнодорожные и портовые сооружения и в группу парусников. Бомбежка велась с небольшой высоты, т.к. «потолок» у гидро был не более 700 метров.

После первого налета, самолетам было приказано сделать повторный налет. Бомбы тогда весили 40 фунтов. В то время, как гидро лейтенанта Р. Эссена, пришвартованное к корме «Александра 1-го», пополнялось горючим и брало на борт бомбы, на гидрокрейсер была произведена атака подводной лодкой (UB-7). Заметив лодку, лейт. Г.В. Корнилович, уже поднявшийся в воздух для повторной бомбежки, бросил в нее бомбу и обозначил ее местонахождение цветным дымком (изобретение лейт. В.В. Утгоф). «Александр I» спешно отдал швартовы стоящего у его кормы гидро, и оба гидро-крейсера пошли в море, делая зигзаги и открыв огонь ныряющими снарядами. Мина, выпущенная лодкой в гидро-крейсер, прошла мимо, благодаря искусному маневрированию командира крейсера, и, идя почти по поверхности, ударилась в борт гидро лейт. Эссена, задрав при этом нос. Лейт. Эссен обхватил ее обеими руками, но мина выскользнула из его объятий, прошла под кузовом и утонула, UB-7 не была повреждена вопреки уверениям некоторых историографов в противном. Гидро обоих гидро-крейсеров последовали за ними кружась в воздухе, пока у них не иссяк запас горючего, что заставило их сесть на воду. Взятые на буксир миноносцами, они были отбуксированы к своим авиоматкам. Воздушной частью этой операции командовал лейт. М.А. Коведяев, начальник 2-го судового авиационного отряда на «Имп. Александре 1-ом». Этот налет был единственным, по важности результатов, налетом корабельной авиации.

Были конечно и неувязки. Не было предварительной разведки противолодочной обороны порта. Отсутствовал ответственный руководитель удара с воздуха, т.к. начальник Маневренной группы был в милях 30-40 от гидрокрейсеров. Командиры гидро-крейсеров не имели права руководить действиями самолетов, а начальники корабельной авиации не подчинялись друг другу. Не была произведена разведка для выяснения результатов бомбежки. В вышеприведенном есть важная неувязка. М. А. Коведяев в своих воспоминаниях (Вахт. Журнал № 20, стр. 30) пишет о ясной погоде и прекрасной видимости. Он также говорит, что он был назначен старшим офицером над судовыми отрядами, и ему было даже запрещено взять свой гидро.

1 июля, при выходе в море из Севастополя линейного корабля «Императрица Мария», гидро-самолеты обнаружили и отогнали подводную лодку UB-14. Гидро- авиация занимала в 1916 году видное место в противолодочной обороне.

Помимо Севастополя были созданы береговые станции: в Ризе — с апреля —6 гидро, Трапезунде — с июня —2 гидро, Батуме — с июня — 3 гидро и, в конце декабря,, еще 6, Сухуме — с июля — 6 гидро.

15 августа подводная лодка UB-33 была атакована у мыса Пицунда 3-мя гидро, вылетевшими из Сухума. На нее были сброшены 3 больших и 3 малых бомбы. Подводная лодка, возможно поврежденная, преждевременно вернулась в Варну.

При выходе линейного корабля «Императрица Екатерина Великая», 26 июня, ее охраняли 5-6 гидро, по два с каждого борта и 1-2 впереди по курсу, летевшие на высоте 200-300 метров.

В августе авиация производила ежедневное обследование района южного форватера и подходов к нему с моря, по утрам с 4 до 9 часов и вечером с 14 до захода солнца, при ночных выходах и возвращении кораблей на базу. Морская авиация получила широкое применение, как береговая так и корабельная, особенно в целях противолодочной обороны. Масштаб ее действий был, однако, ограничен из-за недостатка самолетов.

В 1917 году были вооружены и вошли в строй румынские пароходы: «Дакия», «Король Карл I», «Траян» и «Румыния», приспособленные для несения гидро. 13 августа «Дакия» обстреляла турецкое побережье (на ней было 4 6 орудия) у Тиреболу, помогая войскам вести наступление, и использовала свои гидро. «Дакия» и «Траян» несли охранение при высадке в Элеве. Воздушную разведку, помимо гидро-крейсеров, вели гидро 4-го Воздушного Дивизиона, базировавшегося на Батум.

Для подготовки к высадке десанта для завладения Босфором были произведены воздушные разведки. 11 марта, для этой цели, гидро-крейсера «Александр I», «Николай I» и «Румыния», имели на борту 10 самолетов (хотя они могли нести 19). Этот поход был повторен 24 марта. Один гидро вынужден был сесть на воду из-за повреждения бензинового бака. Летчик мичман Сергеев и наблюдатель захватили турецкую шхуну, угрожая ей пулеметом, который они потом на ней установили и, взяв гидро на буксир, взяли курс к гидро-крейсерам. Не найдя их, они пошли -на север и через 6 дней подошли к Джарылчагской Косе. Гидро им пришлось затопить.

4 апреля гидро с тех же кораблей произвели разведку Босфора. Задание было выполнено успешно. Несмотря на обстрел противником, было сделано 70 фотографических снимков и сброшено около 16 килограммов бомб на батареи. 5 мая три русских гидро произвели налет на Констанцу. Были сброшены бомбы. 6 мая в район Констанцы вышел отряд гидро-крейсеров в сопровождении 4-х эск. миноносцев. На следующее утро к отряду присоединился эск. миноносец «Кап. лейт. Баранов» с 2-мя катерами. Из 8-ми гидро, посланных в разведку, один был приведен на буксире к гидро- крейсеру эск. миноносцем «Лейт. Шестаков». Два гидро погибли. Из 5-ти остальных только один мог разведать Констанцу. Неудача объясняется большой облачностью и временами туманом и действиями авиации противника.

Участником этого налета был лейт. Качинский, базировавшийся на «Имп. Николае 1-ом». Его задание было фотографировать укрепления Констанцы. В сопровождении другого гидро (оба гидро были Щ-9), он на обратном пути не смог найти свой гидро-крейсер из-за густого тумана. Чтобы не тратить понапрасну горючее, оба гидро сели на воду. Переговоривши с другим летчиком, было решено лететь к румынскому берегу, гидро уничтожить и затем пробираться на север в расположение русских войск. Другой летчик поднялся и улетел, а аппарат Качинского закапризничал. Были сброшены за борт пулемет и другие предметы, но аппарат не подымался. Положение было рискованное. Для похода до Румынии по воде не хватило бы запаса горючего, и оставшемуся на воде гидро грозила опасность быть перевернутым в случае свежей погоды. Вскоре из тумана вынырнули два немецких гидро. Покруживишись над гидро В. Качинского, один из них сел неподалеку и, наведя пулемет на Качинского и его наблюдателя поручика Нагорного, приказал им броситься в воду и плыть к его гидро. Другой немец в то время улетел, вероятно за подмогой. Наши летчики не хотели сдаваться. Положение было безвыходное. Вдруг Качинский услышал звук орудийного выстрела, затем другой, и увидел падение снарядов неподалеку. Скоро, извергая клубы дыма, показался наш миноносец, оказавшийся «Лейт. Шестаковым» (командир кап. 2р. Терентьев), на котором В. Р. Качинский плавал старшим офицером & ноябре и декабре 1916 года. Видя приближающийся миноносец, немец взлетел, сделал несколько кругов, обстреливая наших летчиков из пулемета, и потом взял курс на Румынию. К счастью никто из летчиков не пострадал, и их аппарат был отбуксирован кавиоматке. Другой же гидро, полетевший в Румынию, был сбит неприятелем и летчики взяты в плен.

В конце мая гидро-крейсер «Николай I», переименованный в «Авиатор», и три эск. миноносца выходили в район Синопа для обстрела береговых целей. Были сброшены бомбы и сняты фотографии. Советское правительство заключило перемирие 9 декабря в Брест-Литовске, распространившееся на все Черное море. Военные действия на нем фактически прекратились еще в ноябре

Авиация Черноморского флота в период между двумя войнами

Война полностью подтвердила справедливость положения: «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен». Поэтому борьба за господство в воздухе составляла одну из главных задач нашей стратегии. Известно, что дореволюционная Россия не имела своей авиационной промышленности, своего воздушного флота.

Поэтому сразу же после окончания гражданской войны наша партия и Советское правительство обратили особое внимание на строительство воздушного флота, как мощного орудия обороны социалистического государства, как щита, прикрывающего армию, флот, промышленность и города с воздуха.

В 1924 году советская авиапромышленность начала налаживать выпуск первых советских самолетов, а в 1927 году она уже выпускала многомоторные металлические военные воздушные корабли. К атому же времени было налажено и производство моторов.

За годы первой пятилетки советский народ под, руководством великой партии Ленина—Сталина создал мощную авиационную промышленность и организовал крупные научно-исследовательские институты. В 1933 г. великий вождь народов товарищ Сталин заявил: «У нас не было авиационной- промышленности. У нас она есть теперь». Последующие годы позволили поднять нашу авиационную технику на такую высоту, которой может позавидовать любая крупная капиталистическая страна.

Советская авиационная промышленность давала, дает и будет давать нашей могучей Красной Армии и Военно-Морскому Флоту мощные бомбардировщики, скоростные истребители и неуязвимые штурмовики. О могуществе нашего воздушного флота в период мирного строительства ярко свидетельствовали факты дальних высотных и скоростных перелетов, совершенных нашими советскими летчиками.

В 1934 г. Герои Советского Союза Громов и Спирин совершили беспосадочный перелет на одномоторном самолете, покрыв расстояние В 12.411 клм.

Челюскинская эпопея принесла мировую славу нашим летчикам. Летчики Чкалов, Байдуков Коккинаки, Громов, Данилин, Гризодубова, Раскова, Осипенко и др. покрыли себя неувядаемой славой. За годы сталинских пятилеток СССР превратился в великую авиационную державу. Наши авиационные заводы выпускают первоклассные самолеты. На вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота находятся прекрасные отечественные машины конструкции Яковлева, Лавочкина, Ильюшина, Петлякова, Туполева и др.

Авиация Черноморского флота в Отечественной войне 1941-45 гг.

В боях за освобождение Крыма

Поздней осенью 1943 года авиация флота активно участвует в обеспечении десанта в Крым, на Керченский полуостров. И здесь в первых рядах—закаленные в боях летчики 11 штурмовой Новороссийской дивизии. Штурмовики Герои Советского Союза Ефимов, Тургенев, Челноков, летчики Дорофеев, Сергнян, Кунях, Филиппов, Пысин и многие другие своими штурмовками подготовили высадку десанта, помогли десантникам только за первые два дня отбить 37 контратак пехоты и танков противника. При этом штурмовики уничтожили 20 танков, 13 зенитных батарей, 8 огневых точек, взорвали 2 блиндажа. 1 склад с боезапасом, вызвали 6 пожаров и истребили более 700 гитлеровцев.

Отважно действовали в воздухе в эти дни над Керченским проливом летчики-истребители Героя Советского Союза майора Алексеева. Только за четыре дня боевой работы они сбили 13 самолетов противника, показав при этом образцы героизма, умения, мужества и боевой выучки в борьбе с авиацией противника.

Прославленный черноморский асс Алексеев личным примером увлекал своих летчиков на подвиги. Над Керченским проливом он одержал свою 19-ю победу. Отлично сражались с врагом под Керчью такие летчики, как Герой Советского Союза майор Михалев, офицеры-Шаиочкин, Петренко, Козунов, Парфиненко, Чистяков. Долматеня, Третенко, В. Иванов, Агеев, Зотов, Хватцев и другие. Они не раз побеждали численно превосходящего противника.

2 ноября 1943 г. летчики полка сбили 13 немецких, самолетов, не понеся сами никаких потерь. Однажды шесть наших истребителей во главе с Героем Советского Союза Михалевым барражировали над Керченским полуостровом. В это время по радио сообщили ведущему, что к нашим позициям идут 45 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 20 истребителей. Смелые летчики по-черноморски встретили врага. Расстроили его ряды, заставили отбомбиться неприцельно. При этом было сбито 4 бомбардировщика «Ю-87», два из них лично Михалевым.

76 немецких самолетов уничтожили летчики майора Алексеева в воздушных боях за период Керченской операции. Часть заслужила благодарность в приказе Верховного Главнокомандующего, удостоена ордена «Красное Знамя» и присвоения наименования "Керченской".

Истребители-гвардейцы Героя Советского Союза гвардии майора Денисова за два дня боевых действий над Керчью совершили 151 боевой вылет. Сбили 5 самолетов противника.

Штурмовики и бомбардировщики оказывали важную помощь десантникам и тем, что снабжали их продовольствием, боезапасом и медикаментами. Только в первые дни было сброшено десантникам с самолетов более 65.000 кгp. различного груза.

С конца 1943 г. черноморская авиация участвует вместе с флотом в блокаде Крыма, уничтожая вражеские конвои на коммуникациях Крым — Румыния, а также нанося удары по вражеским базам.

Для лучшего выполнения этой задачи значительная группа авиации флота была перебазирована в район Скадовска. В состав этой группы входили торпедоносцы, пикировщики, бомбардировщики и истребители. Таким образом, немецко-румынские войска, отрезанные в Крыму со стороны суши, были надежно блокированы также авиацией и флотом со стороны моря. Все чаще и чаще шли на дно Черного моря немецкие транспорты от действий наших летчиков.

Успешные действия авиации привели к тому, что противник вынужден был избегать проводки конвоев днем, применять для перевозок различные мелкие плавсредства и частично перейти на доставку грузов в Севастополь при помощи транспортной авиации.

Наиболее горячая работа черноморской авиации развернулась с начала наступления на Крым войск 4-го Украинском фронта и Отдельной Приморской армии. Убедившись в провале своей обороны, немцы и румыны пытались выбраться из Крыма морем. Не выпустить фашистские орды живыми из Крыма! — стало девизом в боевой работе летчиковчерноморцев в это время.

Были дни, когда десятки конвоев кораблей противника шли из Румынии в Крым и обратно. Но для большинства вражеских кораблей единственным пунктом прибытия было дно Черного моря.

Отлично действовали в этих боях пикировщики Героя Советского Союза подполковника Корзунова. Экипажи: летчик старший лейтенант Забияка и штурман лейтенант Баевский, лейтенант Иванов и лейтенант Вершинин, старший лейтенант Тарарин и капитан Борисов, майор Егоров и капитан Коваленко, капитан КазаковскиЙ и лейтенант Заболоцких, лейтенант Бриллиантов и лейтенант Сапожков показали снайперское мастерство при бомбометании с пикирования. Каждый из них за месяц боев за Крым и Севастополь потопил по 2—3 плавединицы противника.

Образцы героизма и отваги показали летчики Краснознаменной гвардейской авиачасти гвардии подполковника Мусатова. Эта часть в совершенстве освоила метод топмачтового бомбометания, отличающийся большой эффективностью действия, но требующий от летчиков сочетания отваги и мужества, спокойствия и выдержки и отличного владения боевой техникой. Гвардии майор Дегтярев—один из пионеров применения этого метода на Черном море. Он учил своих летчиков мастерству топмачтовика непосредственно в бою. Вот что рассказывают летчики полка об одном вылете Дегтярева Перед, выходом на цель группе наших бомбардировщиков во главе с гвардии майором Дегтяревым преградила путь большая группа немецких истребителей. Дегтярев по радио приказал: «Всем идти на цель. Истребителей принимаю на себя».


Перед очередным вылетом на бомбардировку вражеского объекта, На снимке: прославленный черноморский летчик гвардии майор И. Ильин со своими боевыми товарищами гвардии капитаном Лисиным и гвардии младшим сержантом Карнаухом. (Снимок сделан в марте 1944 года).

И повел свой самолет навстречу врагу. Когда подоспели наши истребители и сковали вражеские самолеты, Дегтярев передал ведомым: "Смотрите, как я буду бомбить". Развернувшись на цель, он нанес мастерский бомбоудар топмачтовым методом. Прямым попаданием двух бомб он потопил транспорт водоизмещением 3.000 тонн. Затем делает второй заход и снова прямым попаданием топит сторожевой катер противника. Летчики, возвратившись на аэродром, поздравляли Дегтярева с крупной победой и благодарили за учебу. "Вы научили нас сегодня мастерству и героизму»,—говорили они, пожимая руку своему учителю.

Многочисленными примерами героизма прославил себя другой летчик этой же части—гвардии майор Ильин. Вот один из его вылетов. 23 апреля он повел на топмачтовое бомбометание группу бомбардировщиков. При подходе к каравану врага бомбардировщики были встречены исключительно насыщенным зенитным огнем. Майор Ильин, презирая опасность, первый пошел на цель через огневую завесу. На пути на него напал один «Ме-109». Ильин повернул самолет и пошел в лобовую атаку на врага. Немец не выдержал и отвернул. Ильин снова лег на боевой курс и теперь уже все свое внимание сосредоточил на то, чтобы обеспечить точное бомбометание. Сзади на него набросились 4 мессершмитта, впереди—завеса сплошного зенитного огня. Но бесстрашный летчик ни на йоту не отклонился от боевого курса. Прорвавшись почти вплотную к транспорту, он метко сбросил бомбы; Вражеский транспорт потонул на глазах у всех ведомых летчиков. На аэродроме обнаружилось, что весь самолет Ильина был изрешечен осколками и пулями.

В течение апреля 1944 г. летчики гвардии подполковника Мусатова потопили 13 вражеских транспортов общим водоизмещением более 30.000 тонн, G сторожевых кораблей и 3 десантных баржи.

Ни противодействие немецких истребителей, ни сильный зенитный огонь не могли помешать гвардейским торпедоносцам гвардии майора Буркина прорваться к вражеским кораблям и торпедировать их с близкого расстояния.

6 мая 1944 г. гвардии лейтенант Ольховой повел четверку торпедоносцев для низкого метания, а гвардии майор Буркни—для высокого торпедометания. Немцы встретили гвардейцев огнем с десятка судов. В воздухе показались мессершмптты. Караван спешил из Севастополя в Констанцу. Прижав самолеты к воде, Ольховой повел свою группу на вражеские транспорты. В то же время пошли в атаку экипажи, ведомые гвардий майором Буркиным. Комбинированным ударом гвардейцы потопили транспорты общим водоизмещением в 4.000тонн и 3 БДБ.

Уже отходя от цели. Ольховой обнаружил, что его сильно изрешеченный осколками зенитных снарядов самолет теряет высоту. Но не терял мужества и стойкости офицер Ольховой. Всю силу воли, все свое мастерство мобилизовал гвардеец и привел подбитую машину на свой аэродром.

В одну из апрельских ночей экипаж бомбардировщика во главе е гвардии майором Корниловым с двенадцатью бомбами в течение получаса ходил над Севастополем, постепенно сбрасывая бомбы по прожекторам и батареям противника, 23 вражеских прожектора и 5 зенитных батарей охотились за отважным экипажем. Умение мастерски маневрировать, смелость и выдержка обеспечили победу храбрых гвардейцев. Поставленная задача — отвлечь на себя внимание противника, чтобы дать возможность остальным нашим самолетам произвести минные постановки, была выполнена, точно.

Умножая боевую славу героев Севастопольской обороны, громили врага в период освобождения Крыма черноморские штурмовики. Их вели бой Герои Советского Союза (ныне дважды Герои Советского Союза) подполковник Челноков, майор Степанян. Штурмовики Пысин, Николаев, Покалюхин, Гургинадзе и др. своими мастерскими штурмовками живой силы наземной техники и плавсредств врага, своим героизмом и самоотверженностью прославили себя в боях за Крым.

Отважно сражались в боях за Крым черноморские истребители. 24 апреля группа истребителей части майора Янковского во главе с каштаном Абариным получила задание прикрыть бомбардировщиков, идущих на бомбоудар по каравану противника, Караван судов противника был настигнут лишь у порта Сулина. Над караваном патрулировала стая фашистских истребителей, превосходящая силы группы Абарина, несмотря на то, что горючее в баках было уже наполовину израсходовано, и несмотря, на перевес сил врага, истребители Абарина смело ринулись на вражеский патруль, связали его воздушным боем, предоставив возможность нашим бомбардировщикам выполнять свою задачу.

И в то время как бомбардировщики успешно топили вражеские суда. воздухе разгорелся ожесточенный бой. Инициативу быстро захватили наши истребители. Умело, личным примером, руководил боем капитан Абарин. Одного за другим он сбил три самолета противника, а всего в этом бою наши истребители сбили семь немецких самолетов и один подожгли. Сталинский первомайский приказ 1944 г. вдохновил летчиков части майора Янковского на новые подвиги.

В начале мая новые победы одержали летчики полка во главе с капитаном Шаминым. За два дня славные летчики капитана Шамина (Лукин, Тимофеев, Соболев, Круглов и др.) сбили 9 немецких самолетов потеряв ни одного своего.

Благодаря такому отличному сопровождению наши бомбардировщики и торпедоносцы потопили несколько транспортов противника и не имели потерь от вражеских истребителей.

Умело и геройски дрались за Крым, за Севастополь гвардейцы-истребители.

Во время одного из воздушных сражений Герой Советского Союза старший лейтенант Стариков заметил, что пара немецких истребителей пытается атаковать наши самолеты. Стариков мгновенно кинулся на ведущего этой пары. Немец отвернул и хотел уйти переворотом, но было поздно. Когда в прицеле показалось желтое брюхо фашистского самолета, Стариков всей мощью огня ударил по врагу, и мессершмитт развалился в воздухе. В тот же день гвардеец-герой сбил еще одного немца. Это был сбитый им 21-й фашистский самолет.

Большую, важную работу в период боев за Крым провели черноморские разведчики части полковника Рождественского. Это они летая в любую погоду, постоянно держали под своим контролем все базы и коммуникации врага, отмечая малейшие изменения в дислокации вражеских сил, не оставляя незамеченным ни один конвой кораблей, которые пытались прорваться в Севастополь или из Севастополя в Румынию. Отважные разведчики, ныне Герои Советского Союза, Скугарь, Василевский, Лобозов, Рожков, Карпов. Марченко, Ковальчук были глазами не только для ударной авиации, но и для всего флота. Они наводили бомбардировщиков, штурмовиков, пикировщиков и торпедоносцев на вражеские караваны, а нередко и сами наносили удары по врагу.

В один из дней разведчик-истребитель лейтенант Гавриш возвращался домой после разведки коммуникаций противника. Внезапно он обнаружил над морем большую немецкую летающую лодку "Гамбург-138" Несколькими атаками Гавришу удалось зажечь самолет противника. Немецкий летчик посадил машину на воду, 5 фрицев высадились из горящего самолета в резиновую шлюпку. Не теряя времени, Гавриш направился в сторону нашего берега. Встретив катер, он навел его на шлюпку с немцами. Так опытный разведчик попутно с выполнением основного задания уничтожил вражеский самолет и обеспечил пленение пяти человек его экипажа. Военно-Воздушные Силы Черноморского флота сыграли существенную роль в уничтожении крымской группировки немцев и румын.

За время с 5 апреля по 12 мая авиация флота потопила более 120 различных судов противника с войсками и грузами общим водоизмещением около 150.000 тонн. В воздушных боях за это время наши летчики сбили свыше 80 немецких самолетов. За один день — 10 мая 1944 г. черноморская авиация потопила 25 и повредила 14 вражеских, кораблей. Родина высоко оценила заслуги черноморских летчиков в боях за Крым.

Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин в приказе от 10 мая 1944 года в связи с освобождением Севастополя объявил благодарность летчикам-черноморцам генерал-лейтенанта Ермаченкова, подполковника Корзунова, гвардии полковника Конарева, подполковника Манжосова, подполковника Рождественского, гвардии полковника Любимова, как особо отлчившимся в боях за Севастополь.

Двум авиадивизиям ВВС Черноморского флота и трем авиаполкам присвоены наименования «Севастопольских». 9 частей черноморской авиации награждены орденами Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками по освобожденью Крыма и проявленные при этом геройство и отвагу, 13-ти летчикам-черноморцам присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни летчиков и техников награждены орденами и медалями.

См. также

Примечания

Шаблон:Примечания
  1. Сетевой ресурс: xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm