Трагедия Черноморского флота 1990-1997 гг. (книга)

Материал из Крымология.Длинные статьи
Перейти к: навигация, поиск

Трагедия Черноморского флота 1990-1997 гг. — книга В.В. Костриченко, вышедшая в 1996 году, и показывающая механизм уничтожения Краснознамённого Черноморского Флота и морских частей погранвойск в бассейне Чёрного моря. Автор занимает позицию, близкую к российскому крылу морских офицеров, но обличительный пафос книги направлен в первую очередь против бесхозяйственности, а возможно и прямого предательства главного штаба ВМФ России, в результате которого флот утратил боеспособность. Украинской тематики автор касается постольку-поскольку; основной тезис по «украинскому вопросу» состоит в том, что сомнительные перетасовки на флоте и в береговой охране ведут к обнажению южных рубежей Украины, что представляет угрозу как для самой Украины так и для России.

Важно отметить, что на момент написания книги соглашение 1997 года ещё не было заключено, а значит некоторые прогнозы, приведённые здесь, не оправдались.

Форматированный (более читаемый текст) можно найти на странице Сетевой ресурс: www8.brinkster.com/vad777/russia/navy/flots/kostr.htm

Текст книги

Предлагаемый читателю материал рассказывает о судьбе Краснознаменного Черноморского флота в период с 1990 по 1997 год. Эти годы стали тяжелейшим испытанием для некогда могучего флота. Развал СССР и последующее сокращение Вооруженных Сил оказали губительное действие на сегодняшнее состояние флота, в короткое время превратившегося из мощного оперативно-стратегического объединения в заурядную третьестепенную флотилию разношерстных и изношенных плавсредств. Не касаясь анализа причин, приведших страну и флот к такому унизительному положению, автор считает целесообразным дать хотя бы обзорную картину катастрофы, постигшей Черноморский флот.

1. ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ

14-я дивизия подводных лодок КЧФ

К началу 1990 года в составе Черноморского флота насчитывалось около 40 подводных лодок различных типов, входивших в 14-ю дивизию подводных лодок.

Большинство черноморских субмарин представляли собой устаревшие дизельные торпедные подводные лодки, но после восстановительного ремонта они могли бы стать вполне боеспособными единицами.

153-я бригада подводных лодок (БПЛ)

Из состава 14-й дивизии на Южную бухту Севастополя базировались лодки 153-й бригады подводных лодок (БПЛ) в количестве 13 единиц. Семь субмарин класса "Фокстрот" (проект- 641): Б-9; -36; -41; -59; -109; -326; -854 - ранее служили на Северном флоте и были переведены на юг в весьма изношенном виде. Подводная лодка "Горьковский комсомолец" (Б-380) класса "Танго" (проект 641Б) требовала капитального ремонта и вскоре была поставлена к причальной стенке Севморзавода для его проведения. Наиболее современными боевыми единицами 153-й бригады являлись "Варшавянки" - четыре подводные лодки класса "Кило" (проект 877), а намеченная к переводу с Севера дизельная четырехракетная ПЛ Б-58 класса "Джульетта" (проект 651) так и не прибыла после развала СССР.

155-я бригада подводных лодок (БПЛ)

Вторым крупным соединением 14-й дивизии являлась 155-я бригада ПЛ КЧФ, базирующаяся на Балаклаву. В состав бригады входили десять подводных лодок. Две "Джульетты" - Б-67 и Б-318 - находились в хорошем техническом состоянии и в прибрежных водах Крыма и представляли из себя грозное оружие. Торпедные лодки класса "Фокстрот" (Б-10 5 и Б-435), "Ромео" (С-37 проекта 633Л), "Виски" (С-376 и С-384 проекта 613) нуждались лишь в плановом среднем ремонте. Три опытовые лодки: БС-153 (проект 619 класса "Гольф- 5" БС - 555 (проект 1840 класса "Лима"), СС-533 (проект 01710 класса "Белуга") и рейдовая зарядовая станция РЗС-63 (бывшая ПЛ С-282 класса "Виски") вполне сохранились и могли быть использованы далее.

475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) Феодосийский 475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) предназначался для обеспечения испытаний оружия и насчитывал в своем составе 12 подводных лодок. Три субмарины класса "Ромео": С-128 (проект 633КС), С-11 и С-49 (проект 633РВ) испытывали различные виды противолодочных ракетоторпед и находились в отличном состоянии. Три лодки-мишени класса "Бравое СС-226; -256; -310 (проект 690) и торпедная ПЛ Б-498 (проект 641 Б) также нуждались лишь в легком косметическом ремонте. Пять субмарин класса "Виски": С-74; -100; -197; -287; -296 - стояли у причала законсервированными. На берегу базы имелась УТС-350 (бывшая ПЛ С-350 класса "Ромео").

131-й дивизион подводных лодок (ДПЛ)

В составе Одесского дивизиона консервации (131-й ДПЛ) числились четыре подводные лодки: Б-6 (проект 641) и С-70; -96; -185 (проект 613), а также УТС-10 (бывшая ПЛ Щ-209 типа "Щука").

В качестве кораблей обеспечения числились две плавбазы. Одна из них - "Виктор Котельников" класса "Дон" (проект 31 ОМ) - только что прошла капитальный ремонт на польских верфях, а вторая - "Волга" (проект 1886 класса "Угра") - завершала капремонт в Югославии.

458-я береговая база

Базирование субмарин в Севастополе и Балаклаве обеспечивалось средствами 458-й береговой базы. Кроме плавучих складов, пирсов и береговой инфраструктуры в составе береговой базы числились: УТС-247 (бывшая ПЛ С-247 проекта 613), корабль химической разведки КРХ-69, РВК-429 (проект 319В), зарядовая станция РЗС-61, четыре рейдовых катера: РК-663; -876; -1108 (все - проекта 376У), РК-410 (проект 371У).

В целом боевой состав субмарин 14-й дивизии ПЛ КЧФ обеспечивал полное превосходство над любым противником в Черном море, но к концу 1996 года произошло следующее: в составе флота осталась одна (!) боеспособная подводная лодка. Дизельная торпедная подводная лодка с экспериментальным водомерным двигателем Б-871 смогла только в 1996 году получить долгожданные аккумуляторы и начать практические выходы в море. Вторая торпедная лодка - Б-435 стоит у плавпирса и в лучшем случае может быть использована для учебных целей из-за невозможности погружаться и отсутствия аккумуляторов. Третья лодка - Б- 380 стоит в долговременном ремонте и предназначена к передаче Украине. Остатки подводных сил Черноморского флота представляют три субмарины (СС-533, СС-226, СС-310) и переоборудованная в плавучую зарядовую станцию ПЗС-50 подводная лодка С-49, призванная заменить списываемую ПЗС-63.

Судьба остальных лодок Черноморья вкратце прослеживается следующим образом. "Варшавянки" (Б-177; -459; -471; -300) и "Ташта" (Б-437, Б-498) были переведены к 1991 году на Север, а отправленная на ремонт в Ленинград БС-555 к 1996 году разбирается на металл из-за отсутствия средств на ее модернизацию. В 1991 году на слом в Турцию или Инкерманскую судоразделочную базу в Севастополе отправились субмарины: С-76; -96; -100; -172; -197; -230; -234; -296; -339; -344; -383 (пр. 613), Б-59 (пр. 641). Из состава флота вывели ракетную ПЛ Б-318. Часть вышеназванных лодок класса "Виски" была списана до 1990 года и не указана в перечне. В 1991 году на слом пошли С-74; -287; -379 (пр. 613) и выведена из состава флота большая специальная лодка БС-153, на которой проводились испытания баллистических ракет РСМ- 5 2 комплекса Д-19. На следующий год были разобраны ПЛ Б-6 и Б-105 (пр. 641), С-11 и С-37 класса "Ромео", С-70 и С-243 (пр. 613). В 1993 году флот потерял С-384 (пр. 61311) и Б-36 (пр. 641), а в 1994 году сданы для разборки на металл Б-109; -326; -854 (пр. 641), С-128 (пр.бЗЗКС) и С-376 (пр. 513). В 1995 году была списана Б-67 (пр. 651) и разобрана ПЛ Б-9, предназначенная для ВМС Украины (ВМСУ). Лодка-мишень СС-256 также предназначалась для Украины и была основательно разграблена. Две ремонтирующиеся в Болгарии на заводе "Арсенал" (порт Варна) субмарины класса "Фокстрот" Б-41 и Б-326 из-за отсутствия финансирования были проданы на металл за долги.

После всего вышеописанного состояние черноморского подводного флота, противостоящего полутора десяткам турецких лодок, а также флоту Румынии и Болгарии, внушает' большие опасения. И даже предполагающаяся передача нескольких субмарин класса "Танго" из состава Северного флота вряд ли исправит катастрофическое положение российских подводных сил на Черном море.


Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.

2. НАДВОДНЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА

Главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота в 1990 году представляли 150-я бригада надводных кораблей (БРНК) и 30-я дивизия надводных кораблей (ДИНК), базировавшиеся на Севастополь.

В состав 150-й БРНК входили два ракетных крейсера: "Слава" (пр. 1164) и "Адмирал Головко" (пр. 58), два больших ракетных корабля: "Сдержанный" (пр. 61М) и "Неуловимый" (пр. 56У), а также два больших противолодочных корабля (БПК) - "Скорый" (пр. 61) и "Проворный" (пр.61Э). Но в конце 1990 года РКР "Слава" был отправлен в Николаев на капитальный ремонт и модернизацию. РКБ "Неуловимый" и БПК "Проворный" были выведены в резерв, а затем сданы на слом. Оставшиеся три единицы влились в состав 30-й дивизии, а сама 150-я БРНК прекратила свое существование.

Одновременно была переформирована и 30-я ДИНК, в составе которой на начало 1990 года числились 16 кораблей: два противолодочныx крейсера "Москва" и "Ленинград", БПК "Очаков", "Керчь", "Азов", "Комсомолец Украины", "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Сметливый", сторожевые корабли "Пытливый", "Разительный", "Беззаветный", "Безукоризненный", "Деятельный", "Ладный" и "Пылкий". В 1990 году ПКР "Ленинград" был выведен в резерв, а в 1992 году продан в Индию на слом. В том же году в Севастополе на базе "Вторчермета" (Инкерман) разобрали "Комсомольца Украины" (пр. 61), а в 1994 году продали на слом в Индию БПК "Красный Крым" (пр. 61) и исключили из состава флота СКР "Деятельный" (пр. 1135). Итогом флотских перестановок стало формирование в ноябре 1994 года 30-й ДИНК из двух новых бригад: 11 -и БРНК и 21-й БРНК.

К сожалению, эпоха сокращения не закончилась, и в 1996 году противолодочный крейсер "Москва" (пр. 1123), передавший свое имя ракетному крейсеру "Слава", переформировали в плавказарму ПКЗ-108 и начали разоружение для сдачи на слом. Сторожевые корабли "Беззаветный", "Безукоризненный" (пр. 1135) и "Разительный" (пр. 1135М) по предварительному разделу флота должны были отойти к Украине. Предстоящая передача повлекла за собой полное разграбление сторожевиков и, как боевые единицы, они ныне не существуют. Сторожевой корабль "Пылкий" был переведен в Ленинград и в настоящее время модернизирован и включен в состав Балтфлота. Капитальному ремонту "Москвы" (бывшей "Славы") пока не видно конца, а законсервированный сторожевик "Решительный" (пр. 61) будет использован на запчасти для остальных "систершипов" своего проекта. БПК "Очаков" также небоеспособен из-за многолетнего капремонта и пожара во время пребывания на Севморзаводе. Правда, усилиями своего бывшего командира - адмирала И. Касатонова и шефством города Нижний Новгород он через 1-2 года "может быть" и войдет в строй. БПК "Азов" (пр. 1134БФ) крайне изношен и небоеспособен, а сторожевые корабли "Красный Кавказ" и "Скорый" нуждаются в капитальном ремонте и восстановлении. После многолетнего капремонта никак не войдет в строй и модернизированный СКР "Сметливый", сданный Севморзаводом с недоделками. В результате всего вышеперечисленного реально 30-й ДИНК располагает только одним ракетным крейсером "Адмирал Головко" (находящимся в строю уже более тридцати лет), БПК "Керчь" (пр. 1134Б), сторожевыми кораблями "Сдержанный" (пр.61М), "Сметливый" (пр. 61), "Ладный" (пр. 1135) и "Пытливый" (пр. 1135М).

За пять лет дивизия потеряла более полутора десятков крупных надводных кораблей и превратилась, по существу, в набор из шести плавсредств для участия в празднествах, парадах и визитах.

63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК)

За прошедшие пять лет практически прекратила свое существование и знаменитая на флоте 63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК). Лишь законсервированный крейсер "Михаил Кутузов" (пр. 68А) еще гордо высится у причала Троицкой бухты в Севастополе. Только благодаря титаническим усилиям ветеранов корабля и эскадры его не постигла печальная участь продажи на слом. Зато однотипный крейсер "Адмирал Ушаков" и крейсер управления КРУ-101 (бывший "Жданов" проекта 68-У-1), прошедшие капремонт и модернизацию, были необоснованно проданы в Индию на слом. Та же участь постигла БПК "Способный" (пр.61МТ), завершивший на 70% свою модернизацию и сданный на слом из-за отсутствия финансирования. Продали на слом и ПКЗ-36 (бывший эсминец "Беспощадный" проекта 30-бис).

181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей (БР СРЭМК)

После распада СССР была ликвидирована и 181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей. И если авианесущий крейсер "Тбилиси" (в апреле 1990 года переименован в "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", пр. 1143.5), ракетный крейсер "Червона Украина" (пр. 1164) и спасательное судно "Алагез" (пр. 537) удалось перевести на другие флоты бывшего Союза, то достройка РКР "Адмирал флота Лобов" затянулась на многие годы и конца ей не видно. За эти годы на корабль неоднократно претендовала независимая Украина, сформировавшая для крейсера экипаж и переименовывавшая корабль то в "Галичину", то в "Украину". БПК "Николаев" и "Ташкент" (пр. 1134Б) завершить ремонт и модернизацию не смогли и были проданы на слом. Недостроенный корпус нового спасателя подводных лодок "Аю-Даг" был также продан Турции на металл. Удалось достроить и передать на другие флоты России только три малых противолодочных корабля: МПК-82, МПК-85 и МПК-214 (пр. 1124ЭМ), а также плавмастерскую ПМ-12 (пр. 2020).

41-я бригада ракетных катеров (БР РКА)

Черноморский "москитный" флот представляет собой 41-я бригада ракетных катеров со штабом в Севастополе. В составе бригады на начало 1990 г. числились около 30 ракетных катеров различных типов, сведенных в четыре дивизиона, одно звено обеспечения и две плавбазы.

166-й Новороссийский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей

В составе 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей числились - МРК-5 класса "Саранча" (пр. 1240), МРК-27 и МРК-17 класса "Дергач" (пр. 1239), МРК "Комсомолец Мордовии" (бывший "Зыбь") и "Мираж" (пр. 1234.1), МРК "Буря" и "Зарница" (пр. 1234 "Овод"), находившиеся на консервации в Карантинной бухте Севастополя и нуждавшиеся в восстановительном ремонте. Первой потерей 166-го дивизиона стал великолепный МРК-5 являвшийся одним из наиболее удачных ракетных кораблей на подводных крыльях. В 1990 году он неожиданно был списан на слом и разобран, причем четких причин списания нового корабля автору статьи найти не удалось. В том же году в Инкермане разобрали и МРК "Буря", являвшийся головным кораблем проекта Распад СССР привел к переименованию "Комсомольца Мордовии" в "Штиль", МРК-27 - в "Бору", а МРК-17 - в "Самум". Неопределенность судьбы флота заставила перевести "Самум" на Балтику, а "Бора" никак не может войти в боевой состав флота. Конструкторские просчеты и перегруз привели к многочисленным трещинам в корпусе этого катамарана. Хрупкость и коррозия алюминиево-магниевого сплава, из которого изготовлен корпус "Боры", привели к закономерному результату: строительство подобных МРК прекращено.

349-й дивизион ракетных катеров

Меньше других пострадал 349-й дивизион ракетных катеров, потерявший в 1992 году МРК "Гроза" (пр. 1234), который был сдан на слом и разобран в Инкермане. Оставшиеся в составе дивизиона МРК "Гром" (пр. 1234) и ракетные катера "Краснодарский комсомолец" (он же Р-54 пр. 1241.1), "Куйбышевский комсомолец" (он же Р-63 пр. 1241.1) и Р-71 (пр. 1241.7) дополнили ракетным катером на подводных крыльях Р-44 (пр. 206.6) с опытовой установкой ракет "Уран" и арткомплекса "Рой". К осени 1996 года пришлось списать и МРК "Гром", корпус которого оказался уже слишком прогнившим.

295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров

295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров отделался за эти годы потерей двух катеров. Р-46 (пр. 1241.1М) был переведен на Балтику для ремонта и там списан на слом в 1995 году. Вторым оказался ракетный катер Р-160 (бывший "Полтавский комсомолец" пр. 1241.1), переданный Каспийской флотилии. К концу 1996 года в составе дивизиона числились четыре катера: Р-60; -109; -239; -334 (все пр. 1241.1М), вооруженные крылатыми ракетами "Москит" и представляющие собой вполне реальную силу. Но и эти катера сильно страдают от некомплекта экипажа, достигающего 60% численности личного состава по штату.

296-й дивизион ракетных катеров

К сожалению, прекратил в декабре 1995 года свое существование 296-й дивизион ракетных катеров, базирующийся на пос. Черноморское. Ракетные катера Р-59 и Р-84 (оба пр. 205), Р-161 (пр. 205М) были списаны на слом к 1993 году. Ракетный катер на подводных крыльях Р-15 перешел в Севастополь, а четыре однотипных катера проекта 206МР: Р-251; -260: -262; -265 (быв. "Комсомолец Татарии") были переданы Черноморским флотом украинской стороне. Акт приемки катеров, получивших наименования "Цюрупинськ", "Умань", "Прилуки" и "Каховка" (соответственно), был подписан 30 декабря 1995 года, и уже 10 января над катерами взметнулся украинский флаг.

Две плавучие ремонтно-технические базы: ПРТБ-13 и ПРТБ-33 (пр. 2001М, т.н. "Лама" класс) - выжили до конца 1996 года, а дальнейшая их судьба не определена. Первую прочат для передачи Украине, а более новую вторую - готовят к списанию на слом, хотя техническое состояние обоих кораблей вполне удовлетворительное.

Боевую деятельность 41-й бригады обеспечивали катера 47-го звена, в состав которого входили четыре катера-мишени проекта 1292 "Бурундук" - КМ-593, КМ-731, КМ-895 и КМ-1207 (два последних списаны в 1992 году), два катера - водителя мишени проекта 1232В: КВМ-332 и КВМ-702, катер связи проекта 183К КСВ-1135 (продан коммерческим структурам) и буксирный катер БУК-645.

17-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)

К 1996 году полностью прекратила свое существование 17-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на озере Донузлав.

Непосредственно в состав бригады входили три сторожевика и торпедолов ТЛ-1616 (пр. 1388). Сторожевой корабль СКР-84 (пр. 35М) был списан на слом в 1992 году, а СКР-110 (пр. 159А) - в конце 1993 года. Третьему кораблю - СКР-112 была уготована нестандартная судьба. Он стал первым военным кораблем, поднявшим новый украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Корабль мог служить еще долго, но четыре года без ремонта и ухода быстро сделали свое дело. Украинский первенец в сентябре 1996 года был разделан на металл в Инкермане.

307-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)

Подчиняющийся непосредственно командованию бригады 307-й дивизион противолодочных кораблей, также постигла печальная участь. Новейший МПК-291 (пр. 1241ПЭ) успели перегнать в Новороссийск, а два других - МПК-93 и МПК-116 в конце 1995 г. были переданы в состав ВМСУ и получили новые имена: "Ужгород" и "Хмельницький".

315-й дивизион кораблей охраны водного района (ДКОВР)

Из состава 315-го дивизиона кораблей охраны водного района рейдовый тральщик РТ-214 (пр. 1258) также передали в состав ВМСУ под наименованием "Генiчеськ". Рейдовые тралы цики РТ-46 и РТ-720 (пр. 1258), торпедоловы ТО-119 и ТЛ-373 (пр. 368) и противолодочные катера типа "Фламинго" (пр. 1415) П-99; -331; -407 были переведены в другие базы ЧФ.

31-й дивизион тральщиков (ДТЩ)

Из состава 31-го дивизиона тральщиков к 1996 году на Черноморском флоте остался лишь базовый тральщик БТ-40 (пр. 1265). Однотипные тральщики БТ-79 (бывший "Севастопольский комсомолец") и БТ-126 (бывший "Оренбургский комсомолец") в декабре 1995 года вошли в состав ВМСУ под названиями "Мелiтополь" и "Марiуполь". Телеуправляемый тральщик - искатель мин БТ-29Э (пр. 1253) и его водитель БТ-168 (пр. 1253В) были к этому времени уже списаны, рейдовый тральщик РТ-583 (пр. 1258) разобран, а однотипный РT-349 удалось отбуксировать в Новороссийск с экипажем всего из трех человек.

80-й дивизион кораблей резерва (ДКР)

Корабли 80-го дивизиона кораблей резерва не пережили "нового мышления". Законсервированные и находившиеся в хорошем техническом состоянии эсминец "Пламенный" (пр. 56 ПЛО), сторожевые корабли СКР-66, "Горностай", "Рысь" и "Волк" были разграблены и исключены из состава флота. "Волк" и "Горностай" были разобраны на металл в Инкермане, а остальные затонули прямо у причалов. Малый противолодочный корабль МПК-8 (пр. 1124) перевели на отстой в Поти, где при эвакуации базы он был брошен, разграблен и затонул у пирса. Рейдовые и разъездные катера дивизиона достались ВМСУ: РК-596, РК-1523. РК-1199, -797. Три плавпричала (ППР-188; -318; -334) и три рабочих барказа (РБЗ-21; -205; -221), принадлежавшие 4533-й береговой базе, также перешли к Украине.

68-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)

Не миновали бедствия и 68-ю БР КОВР, базировавшеюся на Стрелецкую бухту Севастополя и состоявшую из 400-го дивизиона противолодочных кораблей и 418-го дивизиона тральщиков.

400-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)

400-й ДПЛК потерял лишь один малый противолодочный корабль МПК-147 (головной корабль в серии "Альбатросов") проекта 1124, построенный еще в 1972 году и списанный на слом в 1994 году Однотипный МПК-52 и усовершенствованные МПК поздних серий: МПК-6, МПК-43 (бывший "Одесский комсомолец"), МПК-118 (бывший "Комсомолец Молдавии"), МПК-127 (бывший "Комсомолец Грузии") и МПК-134 (бывший "Киевский комсомолец") несут свою службу, несмотря на отсутствие топлива, запчастей и финансов.

418-й дивизион тральщиков (ДТЩ)

418-й ДТЩ к 1995 году лишился четырех тральщиков из десяти. На слом попали "Дизелист", "Рулевой", "Сигнальщик" и "Турбинист". Все они, кроме одного, находились в нормальном состоянии и нуждались лишь в частичной замене кабелей и ремонте лебедок. Ныне в строю остаются однотипные морские тральщики проекта 266М: "Вице-адмирал Жуков", "Зенитчик", "Наводчик" (бывший "Курский комсомолец"), "Разведчик", "Снайпер" и "Радист" (бывший "Харьковский комсомолец").

К составу 68-й бригады была сделана попытка приписать и три малых противолодочных корабля на подводных крыльях. Относительно новые МПК-215 и МПК-220 (пр. 1145.1) более шести лет испытывают трудности технического характера и вряд ли в ближайшее время станут полноценными боевыми единицами. МПК "Александр Кунахович" в начале 1990-х годов был перевооружен на новейший экспериментальный комплекс ракетоторпед "Медведка" и является, по сути, опытовым кораблем (пр. 1141).

194-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)

Абсолютному разгрому подверглась 194-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Поти. Известные события на Кавказе привели к ликвидации Потийской военно-морской базы и большинства ее кораблей. Все четыре ее дивизиона расформированы.

181-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)

181-й дивизион противолодочных кораблей потерял три МПК проекта 204 (МПК-19: -68; -100), сданных на слом, и лишь два новейших МПК-207 и МПК-217 (пр. 1124ЭМТ) сумели перебазироваться в Новороссийск.

182-й дивизион тральщиков (ДТЩ)

182-й дивизион тральщиков сохранил только два корабля: базовые тральщики проекта 1265 - БТ-241 (пр. 1265М) и БТ-202 (бывший "Херсонский комсомолец"). Морские тральщики "Иван Маслов" и "Казарский" (пр. 266), базовый тральщик БТ-728 (пр. 1265) и рейдовые тральщики РТ-42 и РТ-249 (пр. 1330) были к 1996 году исключены из состава ЧФ.

82-й дивизион учебных кораблей (ДУК)

82-й дивизион учебных кораблей лишился сторожевого корабля СКР-27 (пр. 159), арткатера АК-382 (пр. 1400) и плавказармы ПКЗ-202 "Салгир". В Новороссийск ушли только торпедный катер ТК-127 (пр. 206ЭТ) и ракетный катер Р-370 (пр. 205РЭ).

39-й дивизион десантных катеров (ДДКА)

Базировавшийся на поселок Кулеви (под Поти) 39-й дивизион десантных катеров, состоявший из восьми десантных катеров проекта 1176, сумел вывести в Новороссийск лишь пять единиц. Переход проходил в условиях тяжелого шторма, и в порту три катера затонули.

На 1 января 1990 года в составе 39-го ДДКА числились: Д-236; -393; -634 - с водометными движителями и Д-237; -304; -263; -289; -293 -винтовые.

1171-я береговая база

1171-я береговая база была расформирована, учебно-тренировочные суда УТС-292 и УТС-384 брошены в порту, а шнуроукладчики Ш-15, III-16 и Ш-17 - сданы на слом.

141-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)

Полностью расформированной оказалась и 141-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Керченско-Фсодосийскую ВМБ и состоявшая из двух дивизионов.

165-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)

1б5-й дивизион противолодочных кораблей имел в своем составе четыре малых противолодочных корабля (МПК-5; -49; -104; -199) и три артиллерийских катера (АК-312; -326; -327). Две единицы - МПК-5 с опытовой РБУ "Ливень" и АК-312 (пр. 205П) были сданы на слом и разобраны, а остальные корабли перевели по другим базам ЧФ.

251-й дивизион тральщиков (ДТЩ)

251-й ДТЩ включал в себя три морских тральщика проекта 266 ("Вакуленчук", "Арсений Расскин" и МТ-219), два базовых тральщика БТ-305 (пр. 257Д) и БТ-176 (пр. 12 5 3В), два рейдовых тральщика проекта 1258 (РТ-435 и РТ-439) и новейший морской тральщик "Железняков" (пр. 12660). В Новорос-сийск ушел только "Железняков", а ос-тальные единицы были исключены из состава флота.

39-я дивизия морских десантных сил (ДИМДС)

Одним из крупных соединений Черноморского флота являлась 39-я дивизия морских десантных сил, базировавшаяся на Крымскую ВМБ (Донузлав) и включавшая в себя пять дивизионов.

К 1994 году дивизия была полностью расформирована, а оставшиеся боевые единицы переподчинены командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

Сданы на слом: эсминец "Сведущий" (пр. 56ПЛО), плавбазы "Дмитрий Галкин", "Магомед Гаджиев", "Федор Видяев" (пр. 310), большой десантный корабль "Крымский комсомолец" (позже он был продан коммерческим структурам в Новороссийск как транспорт и затонул у причала), средние десантные корабли СДК-83, СДК-102 и СДК-82, малые десантные корабли на воздушной подушке МДК-9, МДК-16, МДК-89, МДК-162 (пр. 1232.1 "Джейран"), арткатер на воздушной подушке АК-16 (пр. 1238), десантные катера на воздушной подушке Д-279, Д-438 (пр. 1206 "Кальмар"), Д-278 и Д-346 (пр. 1203 "Омар").

Украина захватила в Одессе БДК "Илья Азаров" (пр. 1171), переименовав его в "Ровно", и СДК-137 (пр. 773), а при первом разделе части Черноморского флота ВМСУ получили и БДК "Константин Ольшанский" (бывший БДК-56 пр. 775). В дополнение к своему МДК на воздушной подушке "Донецьк" (пр. 1232.2 типа "Зубр") ВМСУ достались и три однотипных "Зубра" из состава ЧФ. МДК-57, МДК-93 и МДК-123 получили новые имена: "Краматорськ", "Горлiвка" и "Артемiвськ". БДК-65 черноморцы успели увести из Одессы, и расконсервированный БДК (бывший "Воронежский комсомолец" пр. 1171) введен в действующий состав ЧФ. Четыре оставшихся флоту МДК на воздушной подушке: Д-457 (пр. 1206), МДК-18, МДК-88 и МДК-184 (пр. 1232.1) были на буксирах переведены в Севастополь. Здесь их подготовили к переводу на Каспий, но из-за отсутствия денег на оплату прохода по каналам они пока отстаиваются в Севастополе.

116-я бригада речных катеров (БРЧК)

Последним крупным боевым соединением флота, потерянным в результате распада страны, стала Дунайская флотилия. Флотилия официально именовалась "116-я бригада речных кораблей (БРЧК)" и включала в свой состав три дивизиона.

327-й дивизион артиллерийских катеров (ДАК)

В составе 327-го дивизиона артиллерийских катеров насчитывалось шесть единиц: АК-527 (пр. 368РС), АК-209, АК-223, АК-224, АК-246 и АК-506 (пр. 1204).

21-й дивизион кораблей резерва (ДКР)

В составе 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на пос. Кислица, насчитывалось девять арткатеров проекта 1204 (АК-211; -248; -397; -563; -564; -582; -583; -599; -602).

З6-й дивизион тральщиков (ДТЩ)

На Измаил базировался 36-й дивизион тральщиков в составе из трех рейдовых тральщиков РТ-1254; -1255; -1259 (пр. 361Т), речного минного заградителя Ш-44 (стандартный шнуроукладчик) и штабного корабля ССВ-10 (бывший "Графинау" - трофейный австрийский тральщик).

Официальной датой расформирования 116-й БРЧК считается 1 мая 1995 года, когда на остатках флотилий был поднят украинский флаг. ВМСУ достались пять арткатеров и ССВ-10, но из арткатеров лишь АК-211 и АК-246 были на ходу, АК-583 годился лишь на запчасти, а законсервированные АК-397 и АК-563 нуждались в основательном ремонте. России перешли семь арткатеров (АК-527; -209; -223; -224; -248; -582; -599) и новый рейдовый тральщик РТ-278 (пр. 1259.2). Эти восемь единиц были отбуксированы 6 апреля 1995 года в Севастополь и после докового ремонта двумя группами убыли в Темрюк, ожидая там перевода на Каспий.

Все остальные боевые единицы 116-й БРЧК были сданы на слом. К Украине перешли вся инфраструктура флотилии и весь ее вспомогательный флот (т.е. 70-я группа МРСО - морских рейдовых судов обеспечения). В состав 70-й группы МРСО входили два трофейных австрийских речных буксира РБ-27 и РБ-69, плавмастерская ПМ-66, судно размагничивания СР-139, катер-заправщик РКЗ-461 (пр. 363), буксирные катера проекта 3400Ж (БУК-261; -269; -300), рейдовые водолазные катера проекта 376У (РВК-158; -258), плавкран ПК-81005 и семь барж снабжения (БСС-34125, БСС-35085, БНС-11250, БНН-86980, БНН-90970, БАМТ-14790, БАМТ-70250).

Уход России с берега Дуная при господстве румынских речных сил является, несомненно, крупным стратегическим просчетом и дорого обойдется в будущем. Несколько украинских катеров с двадцатилетним сроком службы не являются боевой силой и не смогут защитить свои берега от провокаций и захватов.

Итак, за прошедшее с распада СССР время Черноморский флот лишился более 120 боевых кораблей и катеров. Такое кровопускание трудно пережить, но остатки флота еще держатся на плаву и пытаются отстаивать интересы страны. История расставит на свои места героев и предателей. Все получат по заслугам. И отрадно отметить, что черноморцы своей жизнью оправдывают слова адмирала П.С. Нахимова: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть один - славный путь!


Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.

3. вспомогательные суда

Гордостью Черноморского флота всегда были спасатели, именуемые Управлением поисковой и аварийно-спасательной службы Черноморского флота (УПАСС ЧФ). В 1990 году его основу составлял 138-й дивизион АСС (аварийно-спасательной службы).

158-й дивизион аварийно-спасательной службы (АСС)

В дивизион входили спасательные суда подводных лодок "Эльбрус" (пр. 537), "Михаил Рудницкий" (пр. 536), "Казбек", СС-50 (пр. 532А), СС-21 и СС-26 (пр. 527), спасательные буксиры СБ-5, СБ-15, "Орион" (пр. 733С), СБ-524 (пр. 714), "Шахтер" (пр. 712), пожарное судно ПЖС-123 (пр. 1893), корабль химической разведки КРХ-321 (пр. 1388Р), водолазные боты ВМ-413, ВМ-416 (пр. 535) и два водолазных катера РВК-1403, РВК-1447 (пр. 1415).

За истекшие семь лет от этого мощнейшего соединения остались лишь воспоминания: огромный корпус спасателя "Эльбрус" водоизмещением более 20000 т возвышается памятником в Севастополе. Ремонт в Николаеве не завершен, и при 90% готовности этот "левиафан" будет списан на "гвозди". От немедленного списания его спасает лишь опасение командования потерять штатные должности. Относительно новый спасатель "Рудницкий" в 1997 году переводится на Север. "Казбек" продан коммерсантам в Одессу, а СС-50 сдан на слом. Спасатель СС-26 при модернизации получил имя "Эпрон", а его "систершип" СС-21 под наименованием "Подводник Маринеско" продан частной фирме в Ильичевск. Здесь же следует упомянуть и знаменитую "Коммуну" - старейший корабль Российского флота. Этот судоподъемный уникум служит России более 80 лет (!!!), а в 1996 году его чуть было не продали на металл татарской фирме "Акар". Сделка не состоялась по неизвестной причине.

39-я аварийно-спасательная школа ВМФ

За годы развала полностью расформирована 39-я аварийно-спасательная школа ВМФ. Входившие в ее состав спасательные суда СС-47 и "Зангезур" проданы на слом в Турцию, а СС-13 передан частной фирме под наименованием "Эпрон-2". Учебно-тренировочная станция УТС-225 списана и затонула у стенки, хотя и представляла определенную историческую ценность. В годы войны она именовалась базовым тральщиком "Мина", который получил орден Красного Знамени. Два водолазных бота: ВМ-34 и ВМ-154, четыре водолазных катера: РВК-156; -432; -617; -659 (пр. 736Р) переданы в другие части флота. Украиной "приватизирован" водолазный бот ВМ-152, получивший наименование "Краб" (пр. 535). Во время шторма 18 февраля 1992 года затонул пожарный катер ПЖК-70, впоследствии поднятый и сданный на слом. В жалком состоянии находятся спасатели 162-го дивизиона судов обеспечения (ДСО). Нуждаются в неотложном ремонте пожарные катера ПЖК-37 и ПЖК-45 (пр. 364), водолазные боты ВМ-9; -88; -114; -125 (пр. 522), рейдовые водолазные катера РВК-1291; -298; -449; -494; -778; -860 (различных проектов). Из четырех санитарных катеров польской постройки в строю остался лишь один СП-126, остальные проданы коммерческим структурам, а дорогостоящее медицинское оборудование разграблено. Лишь плавмастерская ПМР-84 и пять барж снабжения сохранились в приличном виде.

172, 823,839-я группы аварийно-спасательной службы (АСС)

Практически ликвидированы три соединения спасателей - в Керчи, Одессе и Донузлаве.

Суда 823-й группы АСС (Керчь) захвачены Украиной. Это пожарный катер ПЖК-58, боты ВМ-5; -86; -108, четыре водолазных катера и баржа снабжения. Аналогична судьба 172-й группы АСС из пяти единиц и 839-й группы кораблей консервации (14 единиц).

696-я береговая база

Ликвидирована 696-я береговая база с торпедоловом ТЛ-842, тренировочными станциями УТС-124, УТ2-349, четырьмя катерами и плавдоком ПД-23.

Идеальные условия черноморского климата использовались для проведения опытов и отработки новых систем оружия на полигонах Балаклавы, Керчи, Феодосии, Севастополя и Донузлава. Время не пощадило исследователей.

184-я станция морских исследований

Ликвидирована 184-я станция морских исследований в Балаклаве. Опытовые катера ОК-763, ОК-1934, ОК-1072 переведены в Севастополь и в 1997 году будут списаны на слом. Опытовое судно ОС-94 ("Касатка") захвачено Украиной в 1992 году, опытовое судно ОС-265 с 1 января 1996 года числится как военный транспорт ВТР-75, а десантная баржа ОС-237 будет списана на слом в 1997 году. Керчь потеряла опытовое судно ОС-99 ("Торпедист"), использовавшееся для испытаний торпед. Опытовое судно "Александр Кунахович" переведено в Севастополь. В 1997 году на нем будут завершены испытания ракетоторпед комплекса "Медведка" и корабль спишут на слом. Два опытовых катера из Донузлава - ОК-485 ("Чайка") и ОК-1135 ("Беркут") проданы коммерсантам как прогулочные яхты. В Севастополе списаны опытовые суда проекта 159: ОС-332 (бывший СКР-1) и ОС-333 (бывший СКР-30). Сдано на слом опытовое судно ОС-3 для испытаний новых типов глубоководных аппаратов. Подозрительно быстро списано на слом опытовое судно "Диксон" (пр. 596.10). Это судно, которое оказалось очень удачным, было переоборудовано для испытаний флотского лазерного оружия. При списании судна произошел "тихий" скандал, о котором с ухмылкой рассказывали члены экипажа. Сверхсекретная документация по проведению испытаний лазерного оружия бесследно исчезла (!). Сейчас она, наверняка, спокойно исследуется в лабораториях Запада. Без санкции сверху такие "пропажи" практически исключены. Стране нанесен ущерб в миллиарды рублей, а может быть и долларов. Скандал замят, все шито-крыто, а предатели жируют и радуются. При буксировке этого опытового судна в Индию, по словам одного моряка из экипажа буксира, хозяин "металлолома" остолбенел от радости, увидев новехонькое судно в отличном состоянии и с пятью мощнейшими и исправными (!) дизель-генераторами, которые могут обеспечить электроэнергией небольшой город. Это ли не предательство интересов страны?

311-й дивизион опытовых судов

Полностью уничтожены старейший Феодосийский полигон и 311 -и дивизион опытовых судов. Сдано на слом ОС-90 (пр. "Феолент") для испытаний лазерного оружия. Расстреляно, как мишень, ОС-34 (пр. 159), списаны опытовые суда ОС-149, ОС-225 (пр. 1236), а однотипные ОС-100 и ОС-138 переводятся на Кавказ. Опытовые суда ОС-114 и ОС-220 (пр. 1824), имеющие в подводной носовой части по два торпедных аппарата, переоборудуются в транспорты. ОС-6 и ОС-21 списываются на слом. Торпедоловы ТЛ-1133;-278;-826 (пр. 1388) разбросаны по флотским базам, а ТЛ-858 (пр. 368) списан на слом. Водолазные боты ВМ-159 и ВМ-911 (пр. 535) переведены на Кавказ. Катер-мишень КМ-896 (пр. 1392) списан на слом, а водолазные катера РВК-184; -474; -475 переданы частным фирмам.

9-я бригада морских судов обеспечения (БРМСО)

Весьма ощутимы потери флота в судах обеспечения. Хребтом флота является 9-я бригада морских судов обеспечения (БРМСО). Ее крупнейший корабль комплексного снабжения "Березина" (пр. 1833) выведен в 1993 году в резерв. От планируемого перевода на Тихий океан этого гиганта отказались, так как все советские авианосцы преступно быстро списаны на слом, а для северного театра корабль не пригоден. В результате в 1997 году 25000-тонный гигант-снабженец будет списан на слом. Уже начато его разоружение, хотя техническое состояние корпуса и механизмов - идеальное. Два крупных военных танкера - "Борис Чиликин" и "Иван Бубнов" (пр. 1559-В) крайне изношены и нуждаются в капитальном ремонте. Новый танкер "Свента" законсервирован и является предметом вожделений Украины при дележке флота. Госпитальное судно "Енисей" (пр. 320) водоизмещением 11000 т стоит на приколе и используется в качестве плавгостиницы. Санитарный транспорт "Кубань" (бывший "Надежда Крупская") не пережил "ремонта" в Болгарии. Там он был продан за долги, переименован в "Сюзанну" и теперь используется в качестве плавучего борделя. Лишь военный транспорт "Генерал Рябиков", выведенный из консервации, укомплектован экипажем списываемой плавмастерской ПМ-9 и находится в готовности.

472-й дивизион морских судов обеспечения (ДНМСО)

Из состава 472-го дивизиона морских судов обеспечения военный танкер "Десна" ушел своим ходом (!) на слом в Индию, а танкер "Ельня" переведен в 1996 году на Балтику. Военный транспорт "Мезень" передан в январе 1995 года Украине, а транспорт-ракетовоз "Вилюй" продан под наименованием "Командор" коммерческой фирме. Крупный транспорт "Колхида" продан на слом в Турцию. Списаны водоналивные танкеры "Абакан" и "Сура". Продан коммерсантам транспорт "Миус". На долгом ремонте в Болгарии находится рефрижератор-водолей "Маныч" (пр. 1549). Лишь плавмастерские ПМ-56, ПМ-138 (пр. 304), ПМ-24, ПМ-26 (пр. 301М) и морские буксиры МБ-30, МБ-304 (пр. 745), МБ-36 (пр. 714) находятся в хорошем техническом состоянии.

57-ой ДМРСО

Состав 57-го ДМРСО потерял танкеры "Иргиз" (пр. 512) и "Золотой Рог", переведенные на Балтику. Практически списано и разграблено крупное кабельное судно "Цна" (пр. 1112), а десятки километров медного подводного кабеля бесследно исчезли. Гидроакустическое судно физического поля СФН-322 (пр. 1806) поставлено на отстой, как предназначенное для передачи Украине, а все его оборудование варварски разграблено. В терпимом состоянии находятся лишь малые танкеры "Дон" (пр. 1541), ВТН-38 (пр. 1844Д), "Индига", "Сейма" (пр. 437М), "Истра", кабельное судно "Сетунь" (пр. 1172) да рейдовые буксиры и катера в количестве пяти единиц.

58-я группа МРСО

Сокращению подверглась 58-я группа МРСО с рейдовым буксиром РБ-136, тремя плавкранами и двумя грейдерами.

61-я группа МРСО

Ликвидирована 61-я группа МРСО, в количестве 13 плавсредств, базировавшаяся на Поти. Часть захвачена Грузией, несколько буксиров успели уйти в кавказские порты России. Учебное судно "Тура" (пр. 860Б) списано в Севастополе в 1995 году и предлагается к продаже на слом за рубеж.

70-я группа МРСО

Под украинский флаг перешла 70-я группа МРСО, базировавшаяся на Измаил. Черноморский флот потерял речные трофейные буксиры РБ-27, РБ-69, плавмастерскую ПМ-66, судно размагничивания СР-139, плавкран, семь крупных барж снабжения и пять буксирных и рейдовых катеров. Украине досталась и береговая инфраструктура Дунайской флотилии.

74-я группа МРСО

Под юрисдикцию Украины полностью перешла и Одесская 74-я группа МРСО. Украинский флаг взметнулся над морским буксиром МБ-158 (пр. 730), транспортом "Руза", танкером ВТН-81 (пр. 1844), судном размагничивания СР-173, баржами, мусоросборщиками, водолазными и рейдовыми катерами. Всего Черноморский флот потерял здесь 15 плавсредств и береговую инфраструктуру Одесской базы.

132-й ДМРСО

При оставлении базы в Феодосии расформирован 132-й ДМРСО в составе более чем тридцати единиц. Списан на слом килектор КИЛ-13 (пр. 706). Сданы на разборку суда размагничивания СР-152;-174;-185 и РСР-426, суда-мишени СМ-178 и СМ-244. Разбрелись по азовским базам и Кавказу морские буксиры МБ-39; -51; -66, рейдовые буксиры РБ-44 и РБ-237, пожарный катер ПЖК-46. Часть их к 1997 году также списана на слом. Девять барж снабжения и плавкран уведены в Темрюк, а несколько рейдовых и разъездных катеров проданы коммерсантам.

171-я группа ДМРСО

Полностью ликвидирована 171-я группа ДМРСО, базировавшаяся на озере Донузлав. В ее состав входили: морской буксир МБ-132 (пр. 730), рейдовые буксиры РБ-256 и РБ-308, плавмастерские ПМ-152 и ПМ-183, ПЖК-20 и два водолазных катера, судно-хранилище СХЛ-7 (пр. 814), водолей МНС-276500 и четыре баржи снабжения. Из этого списка в 14 единиц удалось увести в Севастополь лишь судно-хранилище, водолей и пожарный катер.

На главную базу Черноморского флота - Севастополь - базируются 134-я и 142-я группы МРС и 230-й дивизион МРСО.

134-я группа МРСО

Базировавшиеся в Южной бухте подразделения 134-й группы МРСО потеряли списанными рейдовый буксир РБ-65, буксирный катер БУК-533 и два рейдовых катера. Пока сохраняются транспортное судно "Альма", пять барж снабжения, три нефтевоза и два морских катера.

142-я группа МРСО

Из состава 142-й группы МРСО выведен на отстой отопитель ОТ-463. Бывший флотский буксир знаменитой серии "СП" (построенных Севморзаводом), прошедший всю войну, сам по себе уже является памятником отечественного судостроения. Из состава этой группы на отстой также выведены три мусоросборщика и плавучая покрасочная станция ППКС-15. Это судно является на флоте образцом бесхозяйственности. Оно, вместе с серией однотипных судов, было куплено в Югославии. Но для проведения покрасочных работ (а судно способно за несколько часов полностью выкрасить крейсер) требуются специальные краски и растворители. Валюты для их покупки нет, а судно много лет стоит и потихоньку разворовывается. Одиннадцать барж снабжения и шесть мусороуборочных судов пока еще остаются в строю флота.


230-й дивизион МРСО

Из состава 230-го дивизиона МРСО списано на слом гидроакустическое судно ГКС-11 (пр. 51 ЗМ), а однотипное ГКС-17 (под командованием капитана 3 ранга А. Карпушкина) отметило 5 ноября 1996 года свое сорокалетие. Суда размагничивания СР-154 (пр. 222), СР-407 (пр. 1799), СР-568 и СР-911 (пр. 130) номинально еще в строю. Однако СР-568 предназначен к передаче Украине и основательно разграблен, а ветхое деревянное судно СР-154 годится лишь на дрова. Килектор КИЛ-33 в хорошем состоянии, а ремонт однотипного КИЛ-25 (на варненском заводе "Флотский Арсенал") затянулся на неопределенный срок из-за нестабильного финансирования. Там же, в Варне, стоит килектор КИЛ-158, предназначенный после завершения ремонта к переводу на Тихий океан. Транспортный плавдок для подводных лодок ТПД-9 списан на слом, а военные транспорты ВТР-93 и ВТР-94 стоят в отстое. Три буксира: МБ-160; -173; -174 (пр. 733) - еще в строю. Последний из них прошел капитальный ремонт в Варне.

230-я щитовая станция

В настоящее кладбище превращена 230-я щитовая станция, расположенная в бухте Стрелецкая. Семь больших и 18 малых корабельных щитов частью разбиты при стрельбах, а частью полузатоплены. Четыре судна-мишени: СМ-15;-294;-304;-377 потоплены на учениях. Шесть рейдовых катеров, буксирный катер, шестнадцать баркасов и три вспомогательных судна находятся в ветхом состоянии и годны лишь на слом.

281-е управление начальника плавсредств главной базы флота

Из состава 281-го управления начальника плавсредств главной базы флота списано два морских буксира - МБ-34 и МБ-65, две баржи, рейдовый катер и плавкран. А военный транспорт ВТР-75 (пр. "Тисса") продан в 1991 году киностудии, переоборудован для съемок под лайнер и утоплен в районе бухты Ласпи. По сценарию он изображал историю пассажирского парохода "Адмирал Нахимов". Наименование затопленного транспорта (ВТР-75) получило ОС-265, упоминавшееся ранее.

Служба тыла Черноморского флота

Служба тыла Черноморского флота располагала к началу 1990 года кораблем управления "Ангара". Эта шикарная яхта командующего флотом являлась трофеем войны, но находилась в идеальном состоянии. 26 февраля 1995 года по халатности экипажа в ее машинном отделении вспыхнул пожар. Потушить его корабельными средствами не удалось. Лишь с прибытием пяти городских пожарных машин удалось отстоять "Ангару" от огня. После пожара корабль восстанавливать не стали. С января 1996 года "Ангара" переведена в ранг плавказармы и стала именоваться ПКЗ-14. В ближайшее время "Ангара" будет списана и продана на слом, хотя за нее Германия выложила бы кругленькую сумму в валюте. Для немцев этот корабль ценен, как историческая реликвия минувшей войны.

Два других корабля управления - "Даурия" и "Тамань" (пр. 596П) сохранились неплохо, но "Тамань" 7 февраля 1996 года была передана Украине и переименована в "Ивано-Франковск". Поисковый корабль "Стрелок" (пр. 266.6) использовался для связи с глубоководными аппаратами и ныне остался без работы.

36-я бригада поисково-спасательных кораблей

Расформированию подверглась 36-я бригада поисково-спасательных кораблей из пяти единиц проекта 536П. Ушел на Балтику в 1991 году ПСК "Ямал". В феврале 1996 года ПСК "Баскунчак" передан Украине и переименован в "Черновцы". Продан "Донбасс". Лишь "Апшерон" и "Севан" пока остаются в строю. Но распад СССР и свертывание космических программ России ставят на их судьбе крест. Восемь катеров различных типов частью проданы коммерсантам, а частью сданы на слом.

При расформировании двух высших военно-морских училищ и 11-го учебного отряда флот потерял пять рейдовых катеров. Ликвидация 810-го отдельного полка морской пехоты, отдельного отряда КГБ и постов рейдовой службы привела к исключению еще шести различных катеров.

При расформировании 139-го учебного центра КЧФ, 146-го авиационного полигона под Евпаторией и 735-го авиатехнического батальона флот не досчитался еще одиннадцати единиц. В это число вошли: два торпедолова ТЛ-26 и ТЛ-153 (пр. 368), УТС-379 и ВМ-14, два плавпричала и два катера-заправщика различных типов.

В Килен-бухте Севастополя расположен крупный флотский судоремонтный завод № 13 (ВЧ-87069), которым командует капитан 1 ранга А. Величко. Завод основан еще в 1887 году, но из-за хронического безденежья находится на грани голодного вымирания, теряя ценнейшие кадры высококвалифицированных рабочих и инженеров. Завод располагает двумя плавдоками, двумя плавмастерскими, плавкраном, буксирами, водолазными и рейдовыми катерами (всего 14 плавсредств). Его закрытие нанесет Черноморскому флоту смертельный удар. Получастный - полугосударственный Севастопольский морской завод ремонтом кораблей Черноморского флота почти не занимается. Ремонт здесь дорог, и качество его оставляет желать лучшего. Потеря большого количества квалифицированных кадров (из-за многомесячных задержек зарплаты) привела к тому, что Севморзавод ныне выполняет лишь примитивные работы по очистке корпусов иностранных судов, используя рабский труд ныне безмолвных пролетариев-гегемонов.

112-я бригада разведывательных кораблей

Ни один флот мира не обходится без разведки. Имел ее и Черноморский флот, располагавший 112-й бригадой разведывательных кораблей. Ныне разведотдел флота влачит жалкое существование, а его корабли на глазах ветшают. Флотская разведка часто действовала под крылом Гидрографической службы, и ее корабли часто именовались гидрографическими или судами связи (ССВ), хотя на Западе этот "секрет" давно был известен. Разведотдел ЧФ располагал в 1990 году 15-17 судами, а за семь лет потерял треть корабельного состава. Списаны на слом средние разведывательные корабли "Бакан", "Вал", "Вертикаль", "Лоцман" (пр. 393). Ушел на Тихий океан ССВ-328 ("Юг"). В 1997 году перейдет на Север ССВ-704 ("Мангышлак"). Оба корабля переоборудованы из однотипных "гидрографов" проекта 862. В феврале 1996 года переданы Украине "Юпитер" и ГС-13, переименованные в "Симферополь" и "Переяславль" соответственно. В 1996 году не вернулся из Средиземного моря и был переведен на Север ССВ-175 ("Одограф"). На ЧФ остался лишь однотипный ССЗ-201 ("Приазовье") проекта 864. ССВ "Рица" продан коммерсантам в Одессу. Два крупных "разведчика" - большие разведывательные корабли ССВ-590 ("Крым") и ССВ-591 ("Кавказ") проекта 394 - служат уже более двадцати пяти лет и изрядно износились. В ближайшее время они будут списаны на металлолом. После ликвидации Крымской ВМБ в Донузлаве лишились постоянного места базирования средние разведывательные корабли "Кильдин", "Лиман", "Оксан", "Экватор" (пр. 861) и малые разведывательные корабли "Курс", "Ладога", ГС-239 (пр. 502). По предварительным данным, часть из них будет переведена в Туапсе, а часть продана на слом.

Перед распадом СССР Черноморский флот располагал великолепной базой для гидрографических и океанографических исследований Мирового океана и имел большое число самых современных судов и катеров.

176-й отдельный дивизион океанографических исследовательских судов

Крупнейшим в составе Гидрографической службы КЧФ являлся 176-й отдельный дивизион океанографических исследовательских судов. Базировавшийся на Севастополь, он потерял за семь лет половину своего состава. Крупное судно "Адмирал Владимирский" в 1990 году убыло на ремонт в Польшу и на Черное море уже не вернулось. Сейчас оно базируется на Кронштадт. Два очень удачных судна "Василий Головнин" и "Фаддей Беллинсгаузен" проданы татарской фирме "Акар" для челночных рейсов в Турцию. Суда имеют ледовые корпуса и могут использоваться как транспорты оружия и боеприпасов, что, учитывая слабость пограничных сил Украины, вполне реально. Гидрографическое судно "Ай-Тодор" из-за небольшой осадки являлось прекрасным снабженцем для отдаленных постов маячной службы, но продано в Одессу коммерсантам. Теперь же в наличии остались лишь суда "Гидролог", "Донузлав" (пр. 862 М), "Березань" и "Челекен" (пр. 861). По и из них "Гидролог" находится на долгосрочном ремонте в Варне.

422-й дивизион гидрографических судов

Почти не пострадало другое крупное соединение - 422-й дивизион гидрографических судов в составе: ГИСУ "Створ" (пр. 862), ГС-78 (пр. 870), ГС-273 (пр. 871) и ГС-402 (пр. 872). К дивизиону также приписаны четыре больших гидрографических катера: БГК-100; -231; -635; -713 (пр. 1896) и пять малых катеров: МГК-592; -705; -485; -676; -706, часть из которых продана коммерсантам в качестве прогулочных катеров.

46-й район ГС

Под юрисдикцию Украины полностью перешел так называемый 46-й район ГС, базировавшийся на Одессу. Но и украинское командование не удержалось от соблазна "зашибить деньгу". Крупное и еще новое гидрографическое судно ГС-401 (пр. 872) было продано частной фирме "Гесс" в Севастополе. Судно переоборудовано для челночных рейсов в Турцию и используется для перевозки частных грузов. В Одессе отстаиваются ГС-212 (пр. 871) и шесть малых гидрографических катеров, часть из которых также продана коммерсантам.

60-й Гидрорайон

Украине также достались 60-й Гидрорайон в Керчи и 156-й участок в Николаеве, располагавшие тремя гидрографическими судами, семью большими и девятью малыми гидрографическими катерами. Из них ГИСУ "Память Меркурия" также продан фирме "Гесс", а ГС-82 и ГС-103 (пр. 870) нуждаются в среднем ремонте. Часть катеров также успешно "реализована" частным коммерческим структурам.

55-й Гидрорайон

Полностью ликвидирован 55-й Гидрорайон в Поти, а пять малых гидрографических катеров: МГК-424; -647; -1232; -1424; -1628 - захвачены Грузией и используются боевиками. В результате этого побоища практически уничтожено навигационное обеспечение в районах Кавказа, Керченско-Феодосийского, Одесского, Николаевского и Евпаторийского районов.

Восстановление утраченного обойдется Украине и России в весьма круглую сумму.

47-й Гидрорайон

В составе 47-го Гидрорайона (Севастополь) сохранились гидрографическое судно ГС-86 (пр. 870), шесть больших и семь малых гидрографических катеров: БГК-22; -77; -244; -697; -775; -1567 и МГК-678; -1273; -954; -352; -1001; -1002; -1099. Часть катеров также продана частным лицам для использования в качестве прогулочных судов.

262-й участок ГС

Новороссийская база из состава 262-го участка ГС сохранила пять малых гидрографических катеров: МГК-500; -614; -634; -1792; -1914. За годы распада ликвидировано еще три гидрографических подразделения, располагавших тремя большими, восемнадцатью малыми гидрографическими катерами и рейдовым катером. Это были 11 -я и 23-я океанографические экспедиции, а также 55-я рейдовая гидрографическая служба.

пограничники; послесловие

В описании трагедии уничтожения Черноморского флота вполне логично сказать и о морских пограничниках, также получивших сполна за преданность присяге. Морские части погранвойск КГБ СССР на Черном море располагали четырьмя отдельными бригадами пограничных кораблей. России достались лишь 6-я и 21-я бригады, базировавшиеся на порты Кавказа и Новороссийск. Россияне располагали тремя пограничными сторожевыми кораблями (ПСКР): П-808; -811; -814 (класс "Молния"), одним ПСКР П-906 (класс "Светляк"), тремя ПСКР на подводных крыльях: П-100; -101; -102 (класс "Антарес") и семнадцатью ПСКР класса "Тарантул": П-616; -631; -637; -638; -641; -644; -649; -657; -659; -651; -660; -665; -695; -700; -715; -721; -723 (пр. 205П), двадцатью пограничными сторожевыми катерами класса "Гриф": П-109;-111; -126; -139; -275; -402; -500; -501; -502; -503; -510; -513; -516; -520; -525; -559; -553; -554; -563; -576; -577; -625: -626: -633 и тремя правительственными катерами-яхтами - "Кавказ", П-51, П-52. За истекшие семь лет примерно треть корабельного состава прекратила свое существование, будучи списана на слом, использована на запчасти или продана коммерсантам.

В руки Украины перешли 5-я и 18-я бригады, базировавшиеся на Балаклаву и Одессу. Крымские пограничники в Балаклаве располагали: двумя ПСКР - "Днепр" и "Измаил" (класса "Альбатрос"), тремя ПСКР класса "Молния" (П-813, "Г. Гнатенко" и "Г. Куропятников"), четырьмя класса "Антарес" (П-103; -105; -108; -115), девятью класса "Тарантул" (П-623; -629; -630; -635; -636; -637; -642; -645; -722), пятью класса "Гриф" (П-125; -141; -508; -512; -534) и тремя правительственными катерами - "Крым", П-53, П-54. Одесситы имели в своем составе восемь катеров класса "Тарантул" (П-643; -648; -650; -652; -702; -705; -709; -720), пятнадцать класса "Гриф" (П-517; -519; -526; -527; -528: -529: -531; -546; -547; -550; -555; -558; -562: -574; -579) и около десятка водометных катеров на Дунае. За истекшие годы были списаны пять "Тарантулов" и четыре "Грифа" в обоих соединениях, несколько катеров проданы частным лицам, а два "Альбатроса" переданы военно-морским силам Украины. ПСКР "Днепр" и "Измаил" были переклассифицированы в корветы и получили наименования "Винница" и "Чернигов". По нескольку катеров из каждой бригады были переведены в Керчь, где формировалось новое соединение пограничных кораблей.

Завершая краткий экскурс в историю уничтожения Черноморского флота, следует остановиться на некоторых моментах. К 1997 году большинство черноморских моряков поражено апатией и безразличием ко всему происходящему. Все реже раздаются голоса протеста среди офицеров и матросов. Лишь иногда слабо отзовется крик души ветеранов флота, до сих пор не научившихся равнодушию. Отдельные выдающиеся личности, типа московского мэра Юрия Лужкова, пытаются всячески помочь черноморцам. Строятся квартиры, российские города берут шефство над черноморскими кораблями и из своих скудных бюджетов выкраивают помощь морякам.

Но эти титанические усилия лишь продлевают агонию умирающего флота. Все меньше становится кораблей, процветают коррупция и воровство на всех уровнях. В невообразимых масштабах разворовываются топливо, запчасти и продовольствие. Под следствием постоянно находятся десятки проворовавшихся "пешек". Хаос воровства умело поддерживается и подпитывается скрытыми пока в тени личностями. Неплатежи и желание выжить толкают простых людей на воровство и спекуляцию. Это позволяет закрыть людям рты и бесконтрольно наживаться правящей верхушке.

Вместе с тем снижается боеготовность флота и его инфраструктуры. Так, к 1997 году на всем флоте осталось 40 глубинных бомб (!) вместо тысяч, имевшихся на 1990 год. Это примерно по две глубинные бомбы на каждую турецкую лодку. Комментарии, как говорится, излишни. Необоснованно списываются вполне жизнеспособные корабли, причем дело доходит до анекдотических ситуаций. Документы, поданные на списание старого ракетного катера Р-84, вернулись из Главного штаба оформленными как на СКР-84. И сторожевой корабль, только что вышедший из ремонта, был безропотно списан, разоружен и разграблен. Запоздалое "прозрение" штабных работников привело лишь к переносу на год списания старого катера. Другой пример. В начале 1990 года встал на ремонт в Севморзавод большой противолодочный корабль "Очаков", но из-за безденежья ремонт не завершен и поныне. Списан на слом находившийся с 1989 года на консервации СКР "Решительный". Списывается после аварии двигательной установки однотипный СКР "Скорый". Простая логика подсказывала возможность собрать хотя бы один корабль из двух - тем более что корпус и механизм "Решительного" находились в прекрасном состоянии.

Усилиями нового комфлота Кравченко вводятся в боевой состав флота два малых противолодочных корабля на подводных крыльях - МПК-213 и МПК-220. Но и к ним уже устремлены алчные взоры. Подводные крылья обоих кораблей изготовлены из титана общим весом более 70 т (!). Стоит смениться командующему флотом, и их судьба будет решена - корпуса на слом, а крылья - за рубеж, на валюту. И подобных примеров можно привести множество...

Как это ни печально, следует признать: совместными усилиями внутренних и внешних врагов южные рубежи России с приморских флангов открыты и беззащитны. Отдельный героизм патриотов-офицеров уже ничего решить не может. Начался необратимый процесс, результатом которого будет уход России из Севастополя и Крыма. Обезоруженная Украина уже сейчас ничего не может предпринять для защиты от любого агрессора. В самое ближайшее время следует ожидать территориальных претензий от Турции, Румынии и еще бог весть от кого. Вся мощь Америки и НАТО направлена против России и Украины, и не видеть этого может только слепой глупец или предатель.

Виды публикаций

  • первопубликация в 1996 году
  • Статья “Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.” была опубликована в историко-публицистическом альманахе “Москва-Крым” (М. Фонд “Москва-Крым”, 2000).
  • Интернет-копия Сетевой ресурс: www8.brinkster.com/vad777/russia/navy/flots/kostr.htm