Петрова, Элеонора Борисовна

Материал из Крымология.Длинные статьи
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Однофамильцы

Файл:Fil1e.png
портрет

Петрова Элеонора Борисовна (родилась 21 июня 1950 года [1]) — закончила исторический факультет КГУ (Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина), Татарстан, Казань (1972); доктор[2] исторических наук, профессор[2] кафедры истории древнего мира и средних веков Исторического факультета Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, специалист в области истории и культуры древнего мира, член Таврического научно-исследовательского, методического и культурного Центра эллинистики «Эльпида», ветеран труда ТНУ им. В.И. Вернадского[3] , редактор серии «Исторические науки» журнала «Ученые записки Таврического национального университета имени В.И.Вернадского»[4] и журнала «Культура народов Причерноморья»[5].Научные интересы - религия и мифология античного мира; история и культура античных городов Северного Причерноморья, в особенности Боспорского Царства; культура Крыма XIX - XX веков.


Диссертации

→ Петрова Э.Б. Античный Кипр (основные черты соц-экон. и полит. развития доримского времени). Автореферат ... к.и.н. Казань, 1975. 21 с.[6]

→ Петрова Элеонора Борисовна. Феодосия и Юго-Восточный Крым в античную эпоху (средина VI в. до н.э. - IV в .н.э.): Дис... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Таврический национальный ун-т им. В.И.Вернадского. - Симферополь, 2001. - 484л. - Библиогр.:л.333-393. [7]

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Всемирная история. Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Симферополь, 2001.

Диссертация посвящена исследованию вопросов истории и культуры античной Феодосии, выявлению особенностей исторического развития, а также экономической, политической и культурной роли города и прилегающих к нему территорий в Юго-Восточном Крыму в жизни народов и государств Северного Причерноморья и эллинского мира в целом. Выделены три периода, хронологические границы которых совпадают с такими политическими событиями в истории Феодосии и ее округи, которые сказались на судьбах этого региона и более обширных территорий в Крыму, а порой и всего Причерноморья. Первый период - около середины VI - начало IV в. до н.э. включает два этапа: основание колонии и формирование Феодосийского полиса (ок. середины VI – начало V в.); время независимого (V - начало IV в.). Он характеризуется созданием и укреплением экономической базы, формированием полисного коллектива, налаживанием хозяйственных и политических связей с проживавшими по соседству представителями племенного мира, а также с причерноморскими городами и более отдаленными греческими центрами, приобретением авторитета на международной арене.

Второй период - IV - II вв. до н.э. - вхождение Феодосии и ее округи в состав Боспорского царства Спартокидов. Первый его этап составили события боспоро-феодосийской войны конца 90 – конца 80/70-х гг. IV в. В состав Боспорского царства вошла обширная область "Феодосия", ставшая важнейшей его хлебной житницей, а городской порт – вторым по значимости после столичного (или равноценного ему) портом в государстве. Второй этап (IV – середина III в.) характеризуется экономическим и культурным процветанием. Третий (вторая полвина III – II в.) – ухудшение положения на Боспоре, как ми во всем Северном Понте, что сказалось на землях Юго-Восточного Крыма.

Начало третьего периода охватившего I в. до н.э. - IV в. н.э., совпало с событиями митридатовой эпохи. Феодосии суждено было сыграть в них далеко не последнюю роль. Первый этап данного периода – конец II – I в. до н.э. Феодосийцы продемонстрировали свою давнюю приверженность идеалам свободы, стремление к самостоятельным решениям и поступкам. В первых веках н.э. Боспор переживал новый (хотя и не столь бурный) расцвет, но для Феодосии и близких к ней территорий второй этап третьего периода (I – первая половина III в.) правильнее было бы назвать временем некоторой стабилизации. Ухудшилось по сравнению с прошлым экономическое положение, усилилась варваризация города и его сельской округи. Однако Феодосия-область по-прежнему рассматривалась боспорскими властями как важнейший форпост на западных рубежах царства. Позднеантичный (третий) этап – вторая половина III – IV в. – совпал с приходом варваров, готскими походами, боспоро-херсонесскими войнами и дележом территорий Юго-Восточного Крыма. В начале 40-х гг. IV в. Феодосия и соседние с ней земли отошли от Боспора и, видимо, не избежали гуннского вторжения в конце этого столетия.

Опубликованные и неопубликованные материалы позволили проследить историю создания Феодосийского музея, формирования его коллекций и более полно представить многогранную деятельность связанных с ним историков, археологов и любителей старины.

Книги и монографии

"В стране героев и богов: Античные крылатые слова и выражения от альфы до омеги"

Файл:В стране героев и богов.png
В стране героев и богов

Автор: Даниленко Виталий Николаевич, Петрова Элеонора Борисовна
Издательство: Сонат
Жанр: Архитектурные памятники, Мировая история
Год выпуска: 2008

Предлагаемое вниманию читателя издание подготовлено доктором исторических наук, профессором кафедры истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Элеонорой Борисовной Петровой и кандидатом исторических наук, доцентом той же кафедры Виталием Николаевичем Даниленко. В нем собран объемный материал, поясняющий многочисленные древнегреческие и латинские пословицы, поговорки, выражения, термины, отдельные слова, имена нарицательные, появившиеся многие сотни лет тому назад и успешно вошедшие в современные языки.

Каждая из 446 статей является маленькой историей из жизни и переживаний древних. Выбраны наиболее увлекательные эпизоды из античной истории, вместе с тем они строго достоверны, так как базируются на рассказах эллинских и римских писателей, древних надписях, материалах археологических изысканий. Перед читателем развернута целая галерея портретов подлинных исторических личностей, а также персонажей греческой и римской мифологии. Страницы книги переносят в мир давно ушедшей в небытие эпохи, наполненной повседневным трудом, радостью свершений и открытий, любовью к гармонии и красоте, но так же событиями войн и восстаний, политической борьбы, интриг, иными словами: созиданием и разрушением. Много внимания уделяется античной науке и литературе, памятникам искусства, зодчества. Не забыты древнегреческие города Северного Причерноморья, в первую очередь Крыма. Приводятся сведения о происхождении крылатых слов и выражений, их значении в древности и о новом смысле, приобретенном ими спустя века и отраженном в мировой литературе нового времени. Здесь имена известных русских, украинских, западноевропейских поэтов и прозаиков, выдержки из их сочинений, содержащие античные крылатые слова и выражения.

Авторы поставили перед собой цель ответить на вопрос: почему мы так говорим и пишем, что подразумеваем под выражениями типа "Яблоко раздора", "Кануть в Лету", "Сизифов труд", "Афина, вышедшая из головы Зевса", "Труды и дни", под именами вроде "Афродита", "Геракл", "Эзоп", "Ксантиппа", "Нарцисс", под такими словами, как "оргия", "триумф", "дифирамб", "сирена" и др. Каково происхождение этих слов и выражений? В каких случаях их принято употреблять? Для примера авторы книги обращаются к произведениям поэтов и писателей по возможности мирового масштаба. Благодаря их знаниям и благоговению пред античной историей и культурой люди разных профессий и интересов, взрослые и дети встречаются с мудростью древних народов, легко запоминают слова и выражения и порой незаметно для себя, автоматически вводят их в свой лексикон. В книге идет речь об общечеловеческих ценностях, которые существуют вне времени и пространства, истоки их нужно искать в далекой античной эпохе. Мысленно авторы констатируют факт: как мало изменился человек за века и даже тысячелетия своего пребывания на Земле, как мало изменились терзающие его чувства, страсти, взаимоотношения с себе подобными.

Книга адресована широкому кругу читателей - школьникам, студентам, всем, кто любит мифологию, историю, литературу, искусство.[8]


"Античная Феодосия. История и культура"

Автор:Петрова Элеонора
Издательство: СОНАТ, 2000 г.
ISBN13: 978-966-7347-66-6
Мягкая обложка, художник Петрова А.И. , 264 стр.

Книга посвящена исследованию вопросов истории и культуры античной Феодосии, выявлению особенностей исторического развития города и прилегающих к нему территорий в Юго-Восточном Крыму, их значения в жизни народов и государств Северного Причерноморья и эллинского мира в целом. Древнегреческая колония Феодосия была основана выходцами из малоазийского города Милета около середины VI в. до н. э., стала процветающим городом, игравшим заметную роль в экономических, политических и культурных связях Эллады и Причерноморья. В начале IV в. до н. э. после длительной и тяжелой войны Феодосия вошла в состав могущественного, по эллинским масштабам, Боспорского царства, став, по выражению Ф. Лагорио, «драгоценнейшим украшением в короне боспорских царей». На протяжении веков поддерживала тесные связи с Афинами, Гераклеей Понтийской, Родосом, Фасосом и другими центрами античного мира. Ее культура, в отличие от культуры иных частей Боспорского царства, в течение долгого времени отличалась чисто эллинским характером. Обнаруженные во время археологических раскопок памятники (каменная скульптура, терракоты, посуда, ювелирные изделия, фрагменты архитектуры) высокого качества, иногда — шедевры античного мастерства. Многие происходят из Аттики и других высокоразвитых районов Эллады. История и культура Феодосии середины VI в. до н. э. — IV в. н. э. исследуются на основании разнообразных материалов: свидетельств античных авторов, надписей, памятников нумизматики и археологии. Много внимания уделяется истории создания Феодосийского музея древностей (ныне краеведческого), формированию его коллекций и замечательным людям, связавшим с ним свою судьбу и научное творчество. Выявляется их вклад в культуру Крыма, историческую и археологическую науку России и Украины XIX—XX вв. Вводятся в научный оборот ранее не публиковавшиеся архивные документы и материалы из фондов музеев. Книга рассчитана на специалистов, студентов, учителей, широкий читательский круг, любителей истории и искусства.[9] Шаблон:Main


"Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах"

Файл:Озябшие в Тавриде боги.png
Озябшие в Тавриде боги

Автор: Петрова Э.Б.
Издательство: Бизнес-Информ
ISBN: 5-7707-5015-4
Год издания: 1994
Место издания: Симферополь
Количество страниц: 120
Вид переплета: мягкий

Книга посвящена Северному Причерноморью и Крыму античной эпохи, восприятию древними греками этого далекого для них края через мифы, легенды. В ней вы узнаете о греческих божествах, перенесенных на северопричерноморскую почву эллинами-колонистами и трансформировавшихся здесь под воздействием новых условий обитания. В приложении читатель найдет выдержки из сочинений греческих и римских авторов.[10]


"Феодосия: Очерк-путеводитель"

Автор:Петрова Э.Б., Катюшин Е.А., Евсеев А.А.
Издательство: Сонат
ISBN: 966-8111-32-Х
Год издания: 2006
Место издания: Симферополь
Количество страниц: 192
Тема: Путеводители по Крыму
Вид переплета: мягкий

Путеводитель посвящен истории и культуре одного из старейших городов Крымского полуострова, городу-порту, курортному и культурному центру – Феодосии. Здесь отчетливо чувствуется связь времен: в земле сокрыты следы античной эпохи (Феодосия была основана древнегреческими поселенцами в середине – второй половине VI в. до н. э.), а остатки крепостных сооружений средневековой Каффы-Кефе, старинные храмы и фонтаны, улицы провинциального города XIX – начала XX в. уживаются с новостройками. Неповторимый колорит придают облику современной Феодосии памятники разных эпох, смешение различных архитектурных стилей.[11]


"Феодосия"

Под.ред. Петровой Э. Б.
Разделы: Альбомы, Культурология
Издательство Издательский дом"Коктебель", 2008 г.
ISBN 978-966-480-004-1

Эта книга посвящена одному из старейших городов Крыма - Феодосии (по-гречески "Богом данная"). Основанная древними греками около середины VI в. до н. э., она стала родиной для людей разных национальностей, культур и религий. Здесь никогда не прекращался культурный процесс и так отчетливо чувствуется связь времен: в земле сокрыты следы блестящей античной эпохи, а остатки крепостных сооружений средневековой Каффы-Кефе, старинные храмы и фонтаны, улицы провинциального города XIX - начала XX веков уживаются с новостройками. На протяжении столетий Феодосия играла и продолжает играть роль экономического, политического и культурного центра обширной области - Юго-Восточного Крыма, некогда красиво и загадочно названного Киммерией выдающимся поэтом и художником Максимилианом Волошиным.[12]

Шаблон:Main


"Херсонесский колокол"

Файл:Херсонесский колокол.png
Херсонесский колокол

Сборник статей, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию научной деятельности Виталия Николаевича Даниленко
Составитель: Петрова Э.Б.
Симферополь, СОНАТ, 2008

В сборнике опубликованы статьи, подготовленные коллегами и учениками Виталия Николаевича Даниленко – крымского историка и археолога, кандидата исторических наук, научного сотрудника Херсонесского историко-археологического музея (1959–1961 гг.), Крымского филиала Института археологии (1969–1971, 1985–1991 гг.) и Крымского отделения Института востоковедения (1992–1997 гг.) Национальной Академии наук Украины, доцента Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (1971–2003 гг.). В данном выпуске представлены материалы новейших археологических изысканий крымских, украинских и российских ученых на территории Крымского полуострова, в научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся материалы по истории Крыма после его присоединения к России в конце XVIII в.[13]

"Крым от древности до наших дней"

Файл:38599.jpg
Крым от древности до наших дней

Крым от древности до наших дней /
Под. ред. Э.Б. Петровой. –
Симферополь: ИД «ЧерноморПРЕСС»;
Феодосия: ИД «Коктебель», 2010. – 656 с.: ил.

Эта книга посвящена Крыму - замечательному уголку Земли, ставшему для многих любимым и родным. Уникальное энциклопедическое издание рассказывает об истории края и его природе, памятниках архитектуры и музейных собраниях, выдающихся деятелях отечественной науки и культуры, которые жили и творили на этой земле. Читатель узнает о многих удивительных.фактах и событиях, связанных с Крымом: страницах литературной и музыкальной жизни, театре, изобразительном искусстве, природных заповедниках и климатических особенностях полуострова, архивах и научных центрах, виноградарстве и виноделии, здравницах и туристических маршрутах.В основе текстов лежат материалы разнообразных документальных, повествовательных и археологических источников, богатой научной литературы и собственные исследования авторов. Большая группа специалистов писала эту книгу. Среди них — историки, археологи, географы, биологи, искусствоведы, литературоведы, музейные сотрудники, журналисты.Книга блестяще иллюстрирована старинными гравюрами и фотодокументами, репродукциями картин выдающихся живописцев и современных мастеров, работами крымских фотохудожников.Подобное по широте охвата издание о Крыме выходит впервые.[14]

"Крымские путешествия: Шарль Жильбер Ромм. «Путешествие в Крым в 1786 г.»."

Петрова Э.Б., Прохорова Т.А. Крымские путешествия: Шарль Жильбер Ромм. «Путешествие в Крым в 1786 г.».
Petrova E., Prokhorova T. Crimean journeys: Charles Gilbert Romme, "A journey to the Crimea in 1786".
Место издания: Симферополь
Издательство: Бизнес-Информ
Год издания: 2011
Количество страниц: 168
ISBN: 978-966-648-225-2
Вид переплета: твердый
Цвет: полноцветное издание
Формат: 24 х 17 см

В 1786 г. состоялось путешествие в Крым трех замечательных людей – молодого графа Павла Александровича Строганова, его наставника француза Шарля Жильбера Рома и крепостного Строгановых Андрея Никифоровича Воронихина.

Результатом этого путешествия стали записки Ж. Рома, опубликованные в русском переводе в 1941 г. Книга эта малодоступна современному читателю, между тем записки Рома, человека науки, содержат много интересных наблюдений. Они – ценный источник по истории, этнографии и культуре Крыма конца XVIII в. В книге также содержатся сведения о некоторых памятниках античного и средневекового времени, полностью исчезнувших или сильно руинированных ныне, но еще сохранявшихся в конце XVIII в.

Книга рассчитана на специалистов в области естественных наук, этнографов, историков, религиоведов, искусствоведов, краеведов, в также на широкий круг читателей, любителей истории и культуры. [15]

Фрагменты походного дневника

"Храм души моей - Эллада!"

Счастье, когда мечты сбываются, и ты всем своим нутром чувствуешь, что небеса тебя услышали и снизошли до покровительства тебе, одному из многих. И ты невольно обращаешься мыслями к далекому-далекому прошлому. К духовному миру уникального в истории человечества народа - древним грекам, веровавшим в то, что любое добро приносят боги, что «везунчики» - их избранники, подопечные. А любимцем богов, конечно же, хотел бы быть каждый...

В суровые времена советской действительности выехать за границу удавалось лишь «избранникам» партии и правительства. Мог ли простой доцент университета хотя бы во сне увидеть себя там, за кордоном!? Историк, всю жизнь рассказывавший студентам о прошлом стран и народов, никогда не бывал в этих странах, а об этих народах знал из книг. О, как изменились времена! Мы стали посещать заграницу.

Мне, можно сказать, повезло: увидела собственными глазами две страны из тех многих, древнюю историю коих я изучаю и преподаю всю свою жизнь, - Египет и Грецию. В Египет ездила как турист и не надолго (впрочем, удалось увидеть больше, чем обычным туристам). В Греции - как ученица, пробыла пять недель, обучаясь новогреческому языку по приглашению Афинского национального университета.

Лето. Жара. Утомительнейший путь в автобусе от Симферополя до Афин через Молдову, Румынию, Болгарию. А мне хоть бы что! Я - в Элладе! Сколько о ней читано-перечитано, думано-передумано! Сколько доводилось слышать о ней от тех, кто там побывал последние годы! Но верно говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

3 - 4. 07. 1999 г. Дельфы - Месолонга. Поездка в Дельфы - это роскошь, сказочно-прекрасная встреча с природой, историей, фантазией и делом рук человеческих. Начитавшись сочинений древнегреческих писателей, я была уверена, что на Парнасе все не так, как везде. И не ошиблась.

Большой группой мы выехали из Афин солнечным утром, ничто не предвещало изменений погоды, и все ждали, что придется «печься» на солнце в горах, как «на сковородке». По мере продвижения автобуса вверх по отрогам Парнаса жара усиливалась. Где-то на полпути к святилищу Аполлона заехали в монастырь Блаженного Луки - великолепные мозаики, Византия!

После довольно долгой и очень красивой горной дороги мы подъехали к святая святых - знаменитому святилищу Аполлона. И каково было удивление, когда вдруг, что называется, ни с того, ни с сего, буквально в считанные минуты чистейшее небо заволокло тучами, диким зверем загремел гром, засверкали молнии и тут же начался сильнейший дождь, от которого и скрыться-то было негде. Я промокла насквозь, было ясно, что пленка в моем фотоаппарате безвозвратно пропала. Терять было нечего, и я (с небольшой группой энтузиастов, согласившихся идти со мной до конца) все поднималась и поднималась вверх - до самой вершины Парнаса. Вдруг дождь прекратился, страшно зажарило солнце - но не надолго: оно исчезло так же мгновенно, как появилось, и вновь полил теперь уже продолжительный дождь, так что, поднявшись по крутой дороге к дельфийскому стадиону, мы промокли до нитки. Все смотрели на небо и воспринимали случившееся не иначе, как кару Аполлона - капризнейшего из богов хозяина тех мест.

На Парнасе все время поднимаешься вверх, и по мере продвижения пред твоим взором один за другим предстают архитектурные сооружения, ныне представляющие собой руины, впрочем, настолько красноречивые, что достаточно лишь немного пофантазировать, и можно мысленно представить себе их во всем великолепии.

Аполлон - божество особое, этого грозного красавца и утонченного эстета удостаивали только лучшими, дорогостоящими дарами. Естественно, что и постройки в святилище этого божества - месте паломничества эллинов и неэллинов из разных мест древней ойкумены - не могли не быть роскошными, достойными великолепия того, кому посвящались. Плохой сохранности храм Аполлона. Тем не менее, прослеживающиеся по фундаменту его значительные размеры и несколько могучих колонн наглядно свидетельствуют о былом величии центральной по положению и главной по значимости постройки всего парнасского архитектурного комплекса. Последний же представлен множеством фундаментов, барабанами и капителями колонн. Все это разбросано по террасам довольно большой территории.

Наиболее впечатляющие (с учетом сохранности) памятники - небольшая мраморная сокровищница афинян, остатки уже упомянутого главного храма и поблизости от него расположившегося театра, стадион и круглая постройка - толос - с несколькими колоннами. Все свидетельствует о могуществе и всесилии божества и его обиталище - святилище с оракулом, устами пифии рождающем пророчества по заказу отдельных людей или даже целых государств. Исходящие из расселины одурманивающие пифию газы - это, конечно, легенда.

Посмотрели, поклонились древним руинам и совершенно мокрыми стали спускаться. В миг дождь прекратился, небо очистилось, и началась неимоверная жара. Мы восприняли свой отъезд как благо для божества. Его никто не смеет тревожить! Даже самые страстные любители и знатоки древности.

Месолонга - город, где турки произвели страшную резню: погибло 11 тысяч греков, включая стариков, женщин, детей. Из 15 тыс. жителей осталось четыре тысячи. (Неужели история - это серия неисчислимых больших и малых войн? Для меня история - созидание, а не разрушение, это культура, это Человек - его труд и душа.) Здесь кладбище с могилами героев-интернационалистов - немцев, англичан, американцев, помогавших балканским народам в их борьбе за независимость против Турции. Есть памятник Джорджу Байрону. В музее - еще один. Много его портретов. Байрона греки особенно чтут, помнят, как он здесь сражался и как погиб молодым. Русских нет, о них даже не упоминают экскурсоводы - это несправедливо, нам хорошо известно, как близко к сердцу приняли беды греков в России, как современники Пушкина отправились на Балканы и мужественно сражались там.

9 - 10. 07. Олимпия - Пилос. Олимпия. Чем ближе к ней, тем больше садов, в основном оливковых. Вообще в Греции оливковые деревья повсюду - в Фессалии, на Пелопоннесе, на равнинах и пологих горных склонах. Повсюду на протяжении сотен километров видишь раскидистые серебристо-зеленые кроны этих невысоких с вычурными стволами деревьев. В июле их плоды еще незрелые. Греция - страна гор, моря и оливковых рощ. Природа богата - кипарисы, ели, пальмы, банановые и апельсиновые деревья и просто море на редкость ярких и красивых цветов. Все вместе они создают атмосферу вечного праздника на этой земле. Сельские дома невелики - сказывается издавна укоренившееся пристрастие греков ко всему небольшому, особенно если это касается жилых построек.

Дорога так живописна - глаз не оторвешь. Дороги в Греции - предмет особого разговора. В древности предпочитали морские пути, горы разъединяли Элладу - это одна из причин того, что так долго греки жили маленькими изолированными государствами-полисами и всячески сопротивлялись объединению. Сейчас без сухопутных дорого невозможно. Немало их в горах, занимающих 80% территории страны. Дороги хороши, им уделяется много внимания. Вокруг так красиво! Где бы ни ехал - вблизи или вдали видишь горы, иногда - в два-три ряда, гряда за грядой уходят вдаль. А море выскакивает повсюду, никогда не знаешь, с какой стороны дороги его увидишь. Суша испещрена бухтами, заливами.

Файл:Элла и храм тысячелетия крещения Греции.png
Храм тысячелетия крещения Греции

Олимпия - равнина. Старые высокие сосны, многолетние маслины. Нас встретил (заложив у всех уши) громкий хор тысяч цикад. Куда не бросишь взгляд - везде развалины древних построек. Огромные барабаны дорийских колонн, кое-где отбитые куски камня с надписями, фрагменты кладок.

Основным материалом для построек здесь служил тяжелый пористый известняк. Судя по руинам, постройки были значительных размеров. При всей любви ко всему небольшому, уютному в случае с Олимпией греки все же предпочли крупные формы, дабы она соответствовала величию того замысла, который вкладывался в сей архитектурный комплекс.

Эту мирную обитель в глубокой древности, еще в VIII веке до Рождества Xристова (Р. X.), эллины избрали для того, чтобы раз в четыре года на всей территории страны прекращать военные конфликты, объявлять всеобщий мир и проводить общегреческие спортивные праздники в честь «отца богов» - Зевса Олимпийского. Так что Олимпия превратилась в символ мира и гармонии. Глубочайший смысл, заложенный в этой идее, по-настоящему осознаешь, когда изучаешь историю человечества с его вечным стремлением к первенству, гегемонии, предпочтением силы. «Цивилизованные» варвары XX в. в годы мировых войн не только убивали себе подобных, но уничтожали плоды человеческого труда. (Как тут не вспомнить 1941 год, когда фашисты разбомбили Кносский дворец - знаменитый лабиринт, который незадолго до того добросовестно раскопал английский археолог Артур Эванс? Как тут не вспомнить события, свидетелями которых мы стали буквально на днях: разграбление Багдадского музея - крупнейшего собрания древностей Месопотамии - по вине «заботливых» политиков из США, развязывающих войны ради «добра», ради мнимой демократии?)

Потом был музей в Олимпии, который иначе, как чудом, не назовешь: здесь выставлены всем известные с детства по репродукциям, художественным и документальным фильмам произведения греческих ваятелей. Чего стоит один только Гермес с младенцем Дионисом великого Праксителя! Ночевали в приморском городке Каламата, что на юге Пелопоннеса, в Мессенском заливе. Море было чистым, очень теплым. На исходе дня оно имело ярко бирюзовый цвет (совсем не такой, как у нашего Черного). Купались долго-долго, любуясь горными склонами, буквально нависавшими над морем.

А утром был Пилос с его дворцом Нестора, сооруженном в далекую микенскую эпоху, во II тыс. до Р. X. Сохранились фундаменты, низкие каменные кладки, основания для колонн, мегарон (центральный зал) с кругом для очага. Помещений много. Среди них мастерские для изготовления оливкового масла, здесь можно лицезреть бочки, предназначавшиеся для хранения готового продукта. Недалеко от дворца - гробница-толос. Брожу по лабиринтам дворца, а в голове строки из Гомера и образ любимого автором старца Нестора.

23 - 25. 07. Дион - Салоники. Дион - древний город македонян, где сравнительно недавно для посетителей был открыт отреставрированный архитектурный комплекс святилища Зевса под Олимпом (Олимп - обычная гора, чуть выше соседней, но самая высокая в Элладе. Воображение эллинов наделило ее особым свойством: она - жилище богов). Этот город очень любили македонские цари Филипп II и его сын Александр. Они устраивали здесь праздники, приносили жертвы Зевсу и музам, проводили спортивные состязания. Самые ранние постройки относятся к VI веку до Р. X. - это остатки святилища Деметры. Здания святилища выстроены из камней и необожженного кирпича. Внутри - деревянные сидения, на которых размещались посвятительные дары - глиняные статуэтки, украшения, светильники, сосуды. Другая, более поздняя часть комплекса - святилище Исиды. Слева от центрального располагался небольшой храм Афродиты. Недалеко - священный участок (теменос) Зевса Олимпийского. Далее - развалины двух театров. Рядом с театром - святилище Диониса. Здесь же археологи открыли комплекс Больших терм - бань II - III в.в. от Р. X.. В них не только мылись, но и молились, отдыхали за беседой, занимались физическими упражнениями.

Из двора терм виден одеон - здание для музыкальных состязаний и представлений. Его использовали также для чтения книг и заседаний совета - буле. Одеон украшен ионийскими колоннами. Раскопаны фундамент так называемого дома Эвбула (с мозаичными полами и фонтаном в зале), строительный комплекс «Вилла Диониса» (где обнаружены жилые помещения, пиршественный зал, культовые сооружения, библиотека, бассейн. В самой большой комнате - статуя Диониса).

В эту поездку я побывала в двух древних македонских столицах - в Эти и Пелле. И здесь бродила по руинам царских дворцов... А музей в Пелле просто ошарашил своими экспонатами, особенно знаменитыми мозаиками «Дионис на пантере» и «Охота знатных юношей».

За сим следовала Вергина. Весь мир знает о раскопках, проводившихся здесь в 70-х годах XX века под руководством профессора Салоникского университета М. Андроникоса. В Верине располагался курганный некрополь, где хоронили македонских царей. Экспедиция обнаружила уникальную по сохранности и богатству гробницу в так называемом Большом кургане (высотой 12 метров). В ней оказалось три богатых захоронения. На стенах первого сохранились потрясшие археологов фрески. На фасаде второго - пятиметровый фриз со сценой охоты. Третье захоронение, по мнению Андроникоса, принадлежало Филиппу II. Кульминационной находкой стал саркофаг с золотой урной внутри. Антропологи утверждают, что в нем покоятся останки мужчины в возрасте от 35 до 55 лет (Филипп погиб в 46 лет). Обнаружен еще один саркофаг, попроще. Поверх ткани в нем лежала женская золотая диадема. Погребенной могла быть одна из многочисленных жен Филиппа. В вергинской гробнице оказалось множество вещей: серебряные и золотые сосуды, предметы из бронзы, оборонительное и наступательное оружие, доспехи, золотые диадемы и венки, части деревянной мебели, орнаментированной слоновой костью и золотом.

Музей в Вергине - это насыпанный холм, под которым в полной темноте бродят посетители, как будто они попали в царство мертвых. Пред их взором один за другим высвечиваются экспонаты: монументальные мраморные входы в гробницы, надгробные стелы, витрины с вещами, которые иначе как выдающимися произведениями искусства и художественного ремесла и назвать-то нельзя.

Примечательно, что металлические и глиняные сосуды, оружие и некоторые другие предметы очень напоминают находки в курганах Керчи, Тамани, Болгарии. Архитектура и композиция золотых вергинских урн повторяют в миниатюре форму деревянных саркофагов из Анапы и Тамани. Не исключено, что выдающиеся произведения торевтики, найденные в северопричерноморских курганах, были изготовлены не на Боспоре или в Ольвии, как принято считать, а в Македонии или Фракии. Открытие в Вергине подтверждает родство культур как результат тесных и длительных контактов населения македоно-фракийских областей и Северного Причерноморья.

Не меньше впечатление производит Археологический музей в Салониках. Здесь тоже господствует искусство Македонии. Царское золото представлено массой венков тончайшей работы, посмертными масками, нашивками для одежды, сосудами. А как прекрасна мраморная голова Александра, созданная великим Лисиппом!

Салоники - город средневековый по большей части. Много византийских церквей, между прочим, действующих поныне. Остатки римского времени значительно ниже уровня современного города, на их территорию можно попасть, только спустившись по ступенькам. Такие углубленные кусочки средневековья разбросаны по всему городу. Салоники расположены на морском берегу, их постройки выше афинских, в центре есть дома до 10 этажей, что является редкостью для Греции (где не принято строить высокие здания, дабы они не закрыли красоты природы и остатки древности). Красивая набережная, много площадей (есть полукруглые, например, площадь Аристотеля). В отличие от Афин, здесь много зелени, воздух гораздо чище.

Афины. Каждую неделю, с пятницы по понедельник, я путешествовала по Греции, едва ли не исколесив ее всю. Местом же моего постоянного пребывания были Афины. Здесь я училась, гуляла до боли в ногах и во всем теле, исходила их вдоль и поперек, побывала во всех музеях - и далеко не по одному разу.

Акрополь. Сюда я приходила едва ли не через день, как правило, в полдень, в самую жару, когда на него никто не поднимается. А мне только того и нужно было: ведь я оставалась одна наедине с Афинским акрополем! Сам акрополь - это могучая, труднодоступная скала. Плато небольшое по размеру (300 х 120 м). Еще раньше мне доводилось слышать от тех счастливцев, которые побывали в Афинах, что акрополь, Парфенон не выглядят столь величественными, как они представлены в античной и более поздней литературе или какими они кажутся на экране. Не верьте этому! Еще как выглядят! Могучие Пропилеи, рядом - легкий храмик Ники Аптерос. От Парфенона и Эрехтейона глаз не отвести. Это, кажется, предел человеческого гения. При всей монументальности Парфенон не угнетает, рядом с ним рождаются только возвышенные мысли, и хочется обнять весь мир. Здесь есть музей, он весьма деликатно вписан в комплекс акрополя и содержит все те великолепные памятники, которые были обнаружены при исследовании этого холма. В нем хранятся утонченные фигурки знаменитых аттических кор (вечно улыбающихся девушек), огромные скульптуры куросов (юношей-атлетов; впрочем, я согласна с теми, кто видит в них само божество, возможно, Аполлона - уж слишком они грандиозны).

С акрополя пред тобой предстает панорама современных Афин. Там, где видишь островки зелени, знай: в этих местах наверняка есть древние памятники - только копни.

И также через день я ходила в Афинский национальный музей, располагающийся в красивом здании XIX века. Богатейшая коллекция микенской эпохи, включая золото Генриха Шлимана из раскопок в Микенах. Фрески дворца в Тиринфе и с Санторина (здесь археологи открыли своего рода Помпеи II тыс. до Р. X.), маски микенских царей, множество ваз. Все другие эпохи представлены в бесконечном числе разнообразных вещей, огромная коллекция керамики, бронзовой и мраморной скульптуры, стел (в том числе стела, поставленная афинянами в честь сыновей боспорского царя Левкона). И многое, многое другое, о чем так хочется писать, рассказывать.

Когда находишься в Элладе, все время шепчешь (в надежде, что тебя услышат добрые боги Олимпа): «Остановись, мгновенье - ты прекрасно!»

Научно-методические пособия

  1. Изучение темы "Греция в первой половине IV в. до н.э." // Деп. в ИНИОН АН СССР № 11303 от 29.09.1982 г. - 19 с.
  2. Методические рекомендации по изучению специального курса "Источниковедение античной истории" - Симферополь: Изд. Симферопольск. гос. ун-та, 1986. - 23 с.
  3. Проблемная лекция по истории древнего мира (Греция в первой половине IV в. до н.э. Кризис полиса) // Деп. в НИИ проблем высшей школы № 107-87 от 15.01.1987 г. Серия "Содержание, формы и методы обучения в высш. и ср. спец. школе". - 1987. - Вып.5. - Поз.1. - 12 с.
  4. Методические указания по истории древнего мира для студентов I курса специальности "история". – Симферополь: Изд. Симферопольск. гос. ун-та, 1988. - 19 с. (Співавт.: Буров Г.М.).)
  5. Становление греческого рабовладельческого полиса (хрестоматия для семинарских занятий студентов специальности 2008). - Симферополь: Изд. Симферопольск. гос. ун-та, 1990. - 46 с.
  6. Методические рекомендации к семинарским занятиям по истории древнего мира для студентов I курса историч. фак-та. - Симферополь: Изд. Симферопольск. гос. ун-та, 1993. - 22 с.
  7. История древней Греции: Учебное пособие для учителей новогреческого языка. - Симферополь: Изд. Науч.-метод. центра “Библиотека Таврика”, 1998. - 195 с. (10 др. арк.).
  8. История древнего мира: Греция. Курс лекций. - Симферополь: Изд. фонда “Наследие тысячелетий”, 2000. - 104 с. (8 др. арк.).

Статьи

  1. К вопросу о характере государственного устройства на древнем Кипре // Проблемы античной истории и культуры. - Ереван: Изд. АН АрмССР, 1979. - Т.1. - С.227 - 233.
  2. Работы в Бахчисарайском районе // Археологические открытия 1978 г. - М.: Наука, 1979. - С.313 - 315 (Співавт.: Воронин Ю.С. та ін.).
  3. Из истории древнегреческой колонизации Кипра // Деп. в ИНИОН АН СССР № 10348 от 08.06.1982. - 22 с.
  4. Из истории археологического изучения феодосийских древностей // Античная история и современная историография: Сб. науч. тр. - Казань: Изд. Казанск. гос. ун-та, 1991. - С.96 - 101.
  5. Нужен ли нам древний мир? // Вестник древней истории. - М., 1991. - №1. - С.86 - 87.
  6. Феодосия в составе Боспорского царства (политический аспект) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Симферополь: Таврия, 1991. - Вып.2. - С.97 - 105.
  7. Феодосия и Спартокиды: завершение соперничества // Вестник Московск. гос. ун-та.- М., 1991. - Серия 8. История. - № 6. - С.15 - 27.
  8. Феодосийский музей древностей: античные памятники и их собиратели // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. / Ин-тут мировой литературы Российск. АН. - М.: Изд. Российск. АН, 1994. - С.20 - 34.
  9. Греки и варвары античной Феодосии и ее округи в VI - II вв. до н.э. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Симферополь: Таврия, 1996.- Вып.5. - С.146 - 154.
  10. На святі Афродіти // Діалог різноманітностей. - К., 1996. - № 8. - С.14 - 15; № 10. - С.9 - 12.
  11. Художник, филантроп и археолог (И.К.Айвазовский) // Крымское время. - Симферополь, 1997. - № 133. - С.15.
  12. Историческая традиция в античных городах Северного Причерноморья и ее истоки // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 1998. - № 4. - С.108 - 123.
  13. Феодосийский швейцарец Людвик Колли // Клио. - Симферополь, 1998. - № 1 - 4 (4). - С.7 - 10 (Співавт.: Никифоров А. Р.).
  14. Археологические исследования памятников античной Феодосии // Пилигримы Крыма - 98: Междунар. науч. конф. Материалы. / Таврическ. нац. ун-тет, Крымск. центр гуманит. исслед. - Симферополь: Крымский архив, 1999. - С.233 - 241.
  15. Боспор и Кипр: опыт сопоставления двух тиранических режимов // Античный мир и археология: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд. Саратовск. гос. ун-та, 1999. - Вып.10. - С.12 - 29.
  16. Культура как объединяющий фактор в многонациональном Крыму (Феодосийский музей древностей: ХIХ - начало ХХ в.) // Исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия в Крыму: Сб. науч. тр. / Крымск. отд. Ин-та востоковедения НАН Украины, Таврическ. нац. ун-тет. - Симферополь: Б.и., 1999. - С.120 - 126.
  17. Наименования Феодосии и культ Аполлона // Античность: события и исследователи: Межвуз. сб. науч. тр. / Казанск. гос. ун-тет. - Казань: Экоцентр, 1999. - С.47 - 59.
  18. “Подобно старику Вергилия, разводит сад…” (А.С.Пушкин и С.М.Броневский) // Крымский архив. - Симферополь, 1999. - № 4. - С.25 - 34.
  19. А.Л.Бертье-Делагард и феодосийские древности (1891 – 1895 гг.) // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2000. - № 13. - Октябрь. - С. 99 - 101.
  20. Аврелий Валерий Сог // Греки в истории Крыма. / Науч.-исслед. центр крымоведения . - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.106 - 107.
  21. Аноним Боспорский // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.113 - 114.
  22. Аноним Пантикапейский // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.114 - 115.
  23. Аристон // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С. 119.
  24. Аристоник Олинфский // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.120.
  25. Асандр // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.121 - 123.
  26. Гекатей // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.140 - 141.
  27. Гелиодор // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.141.
  28. Гигиенонт // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.142 - 143.
  29. Греки в истории Крыма: Античный период // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.3 - 13 (Співавт.: Даниленко В.Н., Соломоник Э.И.).
  30. Деметрий Юлий // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.147.
  31. Динамия // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.149 - 150.
  32. Дифил // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.151 - 152.
  33. Камасария // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.162.
  34. “Крепостью тела победили…” (Спорт в древнегреческих городах Крыма) // Крымский альбом 1999: Сб. ст. - Москва; Феодосия: Изд. дом "Коктебель", 2000. - С.154 - 163 (Співавт.: Даниленко В.Н.).
  35. Крымский период жизни С.М.Броневского // Пантикапей - Боспор - Керчь - 26 веков древней столице: Материалы междунар. конф. / Крымск. филиал Ин-та археологии НАН Украины, Керченск. гос. ист.-культ. заповедник. - Керчь: Б.и., 2000. - С.199 - 206.
  36. Культы Феодосии // Боспор Киммерийский: На перекрестье греческого и варварского миров (античность - средневековье): Материалы I Боспорских чтений. / Крымск. отд. Ин-та востоковедения НАН Украины, Благотв. фонд "Деметра". - Керчь: Б.и., 2000. - С.106 - 115.
  37. Мастус // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.200 - 201.
  38. Махар // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.201 - 202.
  39. Мыслители античных городов Северного Причерноморья // Учен. зап. Таврическ. нац. ун-та. - Симферополь, 2000. - № 13 (52). - Т.1. - С.62 - 80.
  40. Неоптолем // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.208.
  41. Саббион // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.231 - 232.
  42. Смикр // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.237 - 238.
  43. Сопеид // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.238 - 239.
  44. Сопей // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.239.
  45. Сосий // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, -2000. - С.240.
  46. Стратоник // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.246 - 247.
  47. Сфер Боспорский // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.248 - 249.
  48. Теперь он под судом…: Феодосийский градоначальник С.М.Броневский // Пилигримы Крыма - 99: IV Крымск. междунар. науч.-практ. конф. / Таврическ. нац. ун-тет, Крымск. центр гуманит. исслед. - Симферополь: Крымский архив. - 2000. - Кн.1. - С.201 - 208.
  49. Тинних // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.252 - 253.
  50. Фарнак II // Греки в истории Крыма. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. - С.258 - 259.
  51. Феодосийские пенаты // Пушкин и Крым: IX Крымские Пушкинские междунар. чтения. / Таврическ. нац. ун-тет, Крымск. центр гуманит. исслед. - Симферополь: Крымский архив, 2000. - Кн.2. - С.114 - 120.
  52. Феодосийский музей и Одесское Общество истории и древностей // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2000. - №15. - Декабрь. - С.164 - 169.
  53. Виноградарство и виноделие и демографическая ситуация в архаической Элладе // Крымский архив. - Симферополь, 2001. - №8. - С.3 -
  54. Менестрат и Сог (к вопросу о наместниках в Феодосии первых вв. н.э.) // Боспорские исследования. / Крымск. отд. Ин-та востоковедения НАН Украины, Центр археологич. исслед., Благотв. фонд "Деметра". - Симферополь, 2001. - Вып.1. - С.44 - 54.
  55. Мирное убежище для странствующего поэта // Москва - Крым: Сб. ст. - М.: Изд. Фонда "Москва - Крым", 2001. - Вып.3. - С.121 - 149.
  56. О культах Феодосии // Боспорские исследования. / Крымск. отд. Ин-та востоковедения НАН Украины, Центр археологич. исслед., Благотв. фонд "Деметра". - Симферополь, 2001.- Вып.1. - С.233 - 239.

Примечания

Шаблон:Примечания

Интернет-ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.proza.ru/2009/01/17/723 Проза.Ру] «Страшная тайна украинского борща раскрыта» - некоторые сведения о характере питания древних греков и римлян в Тавриде

Шаблон:Кипарисовая статья

Шаблон:Авторы книг о Крыме
  1. [Сетевой ресурс: www.whoiswho.crimea.ua/view_person.php?record=6304 Кто есть кто в Крыму]
  2. 2,0 2,1 Сетевой ресурс: content.mail.ru/arch/13177/2328494.html
  3. [Сетевой ресурс: profcom-tnu.crimea.edu/prof/veteran_tnu.html]
  4. [Сетевой ресурс: science.crimea.edu/zapiski/redakziya.html]
  5. [Сетевой ресурс: www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/2009-164/redsovet.htm]
  6. [Сетевой ресурс: www.cyprusexplorer.globalfolio.net/rus/bibliography/index.php]
  7. [Сетевой ресурс: www.lib.ua-ru.net/diss/cont/22187.html Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций]
  8. [Сетевой ресурс: www.labirint.ru/books/217605/]
  9. [Сетевой ресурс: www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=576199.htm]
  10. [Сетевой ресурс: crimeanbook.com/oziyabshiebogi.html]
  11. [Сетевой ресурс: crimeanbook.com/Feodosiya.html]
  12. [Сетевой ресурс: petropol.com/browse/fetch.php3?id=144984&type=book]
  13. [Сетевой ресурс: www.sonat.com.ua/index.php/2009-03-27-07-36-46?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=113&category_id=11&keyword=%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9]
  14. [Сетевой ресурс: www.kniginina.ru/index.php?id=38599&item_type=10]
  15. [Сетевой ресурс: crimeanbook.com.ua/crimean-journeys.html]