Караимы (народ)

Материал из Крымология.Длинные статьи
Перейти к: навигация, поиск

Перед чтением этой статьи, ознакомьтесь, пожалуйста, с введением к статье Караимы. Караимский вопрос очень запутан, а за интернет-эпоху запутался еще сильнее.


Содержание

Преамбула

Караи́мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от Шаблон:Lang-he — «караим», букв. читающие) — немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность.

Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич, Луцк) и район Тракай в Литве.

Караимы традиционно исповедуют караимизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией [1]), либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском языке[2]. С начала ХХ века оно проводится также на русском[2][3], польском и литовском языках. По некоторым источникам языком богослужения караимов служила также латынь[4].

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практический не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV—XVIII веке.

Проблема происхождения и этнической идентичности караимского народа

Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием письменной традиции, подтверждающей тюркское происхождение и наложением исторических и психологических факторов, оказавших воздействие на самосознание самих караимов. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы, тем не менее, традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секту иудаизма. В связи с этим, имеется две основные версии происхождения караимов. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.

Теории этногенеза

«Хазарская» или «тюркская» версия

Эта теория выдвинута в 1846 году российским востоковедом В.В. Григорьевым[5]. Широкую известность получила во второй половине XIX века[6].

Согласно этой теории, караимы являются потомками хазар — тюркского кочевого народа VIIX вв., который принял иудаизм (возможно, караимизм) и среди районов расселения которого был Крым. Данная теория поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих в том числе и генетическое различие между евреями и караимами [7] (см. раздел «Исследования антропологических особенностей»)

Хазарская теория была принята советской наукой [8], официально признанa современными светскими лидерами восточноевропейских караимов, отрицающимм любую связь с евреями и иудаизмом[9], а также косвенно фигурирует и в современной формуле самоидентификации караимов (см. раздел «Самоопределение»).

Наиболее активно хазарскую теорию продвигал Серайа Мордехаевич Шапшал. По мнению некоторых исследователей, проводимая им политика деиудаизации караимской религии и культуры привела к ускорению процесса ассимиляции[10].

В то же время часть религиозных караимов в эмиграции, cамый известный из них Гершом Киприсчи, не отрицая тюркских элементов в происхождении караимов, относятся к «хазарской» теории скептически [11].

Некоторые специалисты по истории хазар также подвергают «хазарскую» теорию сомнению[12][13] ,подчёркивая следующее:

  • караимский язык принадлежит к кипчакской группе, а хазарский (предположительно) — к булгарской, следовательно, между этими двумя тюркскими языками нет близкого родства[14];
  • хазарский иудаизм был, скорее всего, талмудическим, а в традиции караимизма единственной священной книгой является ТАНАХ, то есть Талмуд не признаётся;
  • хазары исчезли в XI веке, а первые письменные упоминания о караимах относятся к XIV веку (см. ниже в разделе «История»).

Так, М.И. Артамонов пишет:

Шаблон:Цитата

«Кумано-кипчакская» теория

Эта теория выдвинута такими учёными, как Дан Шапиро, Питер Голден и Голда Ахиезер и опирается на следующие факты:

  • крымский диалект караимского отличается от среднего диалекта крымскотатарского лишь присутствуем гебраизмов
  • литовский и галицкий диалекты караимского языка значительно отличаются от крымского диалекта караимского
  • в Золотой Орде был распространен язык, близкий к языку литовских и галицких караимов [10][15]
  • первое документальное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к 1278 годуШаблон:Нет АИ

Согласно этой теории:

  • предки восточноевропейских караимов происходят не из Крыма
  • предки крымских караимов крымчаков прибыли с захваченных монголами территорий (Северный Иран и Нижняя Волга), из Византии, и, после падения Константинополя в 1453 году, из Османской империи[10].

По мнению П. Голдена, «караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, точнее, кумано-кыпчакского населения средневекового Крыма».

«Еврейская» версия

Согласно этой теории, караимы представляют собой местную крымскую группу евреев и ведут своё происхождение от последователей доталмудического иудаизма Саддукеев, отколовшегося в VIII веке в Багдаде в отдельную религиозную секту.[16].

Эта теория полностью pазделялась самими караимами до конца XIX века. Первым отнёсся к ней скептически известный караимский учёный Мордехай Султанский (1785—1878) в книге «Зехер Цадикким»[17] . В настоящее время эта теория резко критикуется караимскими лидерами[18], в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом[19]. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы. Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично [20].

В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму[21].

«Синтетическая» версия

Заслуживает внимания точка зрения великого караимского просветителя И. И. Казаса. Еще в 1869 г., в очерках «Слово защиты» и «Евреи ли караимы» он, отвечая на статьи, опубликованные оппонентами в газетах «Одесский вестник» и «Ведомости одесского градоначальства», писал о том, что в споре об этногенезе караимов следует объективно рассматривать и «хазарскую», и «семитическую» теории. Хотя сам И. И. Казас придерживался семитической теории происхождения караимов, отвергая «хазарскую» теорию в целом и считая её «чересчур смелой», но подчёркивал при этом, что «караимы — не чистокровные семиты». Учёный справедливо полагал, что любая народность «организовалась из слияния с ней других племен, поглощённых и ассимилированных», и был противником применения теории «кровной чистоты». И. И. Казас заметил: Шаблон:Цитата

Исследования антропологических особенностей

В 1904 году Юлиан Талько-Гринцевич исследовал антропологические параметры литовских караимов [22].

В 1910 году антрополог Витольд Шрейбер проводил антропологические измерения караимских детей и пришёл к выводу, что в расовом отношении они имеют более общего с мадьярско-финской, чем с семитической расой[23],[24]

В 1912 году С.А. Вайсенберг провёл сопоставительный анализ антропологических особенностей караимов, крымчаков и евреев и на основании антропометрических измерений пришёл к заключению о внешнем сходстве между евреями и караимами [25].

В 1928 году С. С. Заболотным был проведён сопоставительный анализ групп крови караимов Крыма и крымчаков в сравнении с евреями: Шаблон:Цитата

В 1932 году на основании исследования групп крови караимов Вильнюса и Тракая, [Сетевой ресурс: pl.wikipedia.org/wiki/Michał_Reicher Михаил Рейхер-Сосновский][26] утверждал: Шаблон:Цитата

В 1934 году [Сетевой ресурс: en.wikipedia.org/wiki/Corrado_Gini Коррадо Джини][27] исследовал караимов Польши во всех четырех общинах (во главе масштабной антропологической экспедиции) и Литвы и пришёл к выводу, что польско-литовские караимы антропологически связаны с чувашами и, таким образом, с хазарами и куманами[28].

В 1944 году антропологические особенности литовских караимов были проанализированы Ф. Штайнигером[29], а в 1947 году — Й. Чекановским[30].

В 1963 году А. Н. Пулянос отметил в целом переднеазиатский облик караимов Литвы, отметив небольшую монголоидную у тракайских караимов [31].

В 1965 году В.Д. Дяченко, проанализировав результаты Украинской антропологической экспедиции (1956—1963 гг.) и собранные им материалы о 42 караимах Литвы, сделал вывод об автохтонности караимов Литвы и Крыма[32].

В 1968 году К. Фрид, И. Ландау, Т. Коен и А. Гольдшмидт из Иерусалимского университета на основании генетического исследования групп крови 247 караимов различного происхождения, живущих в Израиле, обнаружили генетическое отличие караимов от окружающего египетского населения в Каире, евреев Багдада, сефардских и ашкеназских евреев, обнаружив определённое сходство между караимами Египта и Литвы и заключив на основании этого, что европейские караимы — в основном, этнические потомки средиземноморских караимов[33].

В 1971 году академик В.П. Алексеев на основании краниологического исследования параметров населения хазарского города Саркел (Нижний Дон) пришёл к выводу, что караимы являются продуктом смешения хазар с местными (крымскими) племенами (такими как сарматы, сармато-аланы, аланы, готы и, возможно, греки)[7]. Впрочем, в связи с тем, что в археологии памятники этнических хазар пока не имеют общепринятой идентификации, правомерность этой оценки остаётся под вопросом.[34]

Самоопределение

Определение слова «караим» было одной из главных целей съезда караимского духовенства 18-27 июня 1917 г. Было предложено два варианта и утверждена вторая формулировка[35].

  • На общенациональном караимском съезде в Евпатории 28 августа 1917 г. было принято следующее определение[36]:

Шаблон:Цитата

Шаблон:Цитата

Среди крымских караимов и по сей день продолжаются дискуссии по поводу определения этого термина[38][39].

Взаимоотношения с евреями

Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы[40][41][42], начиная с XIX века среди караимов возобладали тенденции противопоставления себя евреям.

Этому способствовали, возможно, узаконенные различия в правах между еврейским и караимским населением (см. ниже); начиная с XX века эта тенденция ещё более усилилась. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Так, в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что Шаблон:Цитата

Сегодня у караимов, проживающих в странах на постсоветском пространстве, сохраняется резкое противопоставление себя евреям, хотя о степени распространенности этого стереотипа судить сложно.

Не следует путать этнических караимов с родственным тюркским крымчакским народом, исповедующими классический иудаизм, а также с частью cубботников, исповедующих караимизм[43]. Во время Великой Отечественной войны большинство крымчаков было убито немцами. Караимов, за редким исключением [10], нацисты пощадили (см. Период Второй мировой войны).

Частью еврейского народа считают себя следующие этнические группы, исповедующие караизм:

История

Крымское ханство

Одно из первых упоминаний этнонима «караим» сделано в описании Кафы в начале XV в. Иоганном Шильтбергером из Мюнхена [13]. По мнению Гаркави, караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа»[8].

Караимская община в столице крымского ханства Солхат (ныне Старый Крым), существовала в XIV веке[16]. Главным центром караимов Крыма был Чуфут-Кале[6]; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.

Великое княжество Литовское

Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай, позже — в Луцк и Галич[44] после крымского похода в 1392/1397? году. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.

Караимы в Российской и Австро-Венгерской империях

Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило им стать крупными землевладельцами и промышленниками.

Караимы Галича также добились фактического равноправия с христианами после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).

Период Второй мировой войны

Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел Третьего рейха, которое в 1939 г. поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине. В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных — М. Балабан (18771942), З. Калманович (18811944) и И. Шипер (1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении, чем спасли караимов от массового уничтожения[16][45]. В связи с тем, что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в Бабьем Яру, в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев[10].

Во время оккупации Крыма фашистами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными фашистами к еврейской нации, С.М. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.

В сентябре 1938 г. Семён Эзрович Дуван предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 года на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями.

Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников.[46]

Демография караимов

В мире

Год Численность караимов в мире, чел.
1897 12894
1913 13600
1926 8300
1959 5700
1979 3341
1989 2803
2002 1890

Источник:[9].

В Крыму

Год Численность населения в Крыму, чел. Численность караимов в Крыму, %
I ч. XVIII в. 467 000 0,2
1760-е-70-е 454 700 0,3
1795 156 400 1,5
1816 212 600 1,4
1835 279 400 1,1
1850 331 300 0,8
1864 198 700 1,7
1920 718 900 0,8
1926 713 800 0,6
1937 996 800 0,3
2001 2 024 056 0,03

Источник:[47].

В СССР

Год Численность караимов в СССР
1926[48] 3667
1959[49] 5727
1970[50] 4571
1979[51] 3341
1989[52] 2602

В Литве

Год Численность караимов в Литве, чел. Численность караимов в Литве, %
1959 423 0.02
1970 388 0.01
1979 352 0.01
1989 289 0.01
1997 257 0.01

Источник:[53]

Караимские общины на современном этапе развития

Караимы Украины

Основной религиозной организацией караимов Украины является Духовное управление караимов Украины. Председатель ДУКУ и председатель Высшего совета караимов Украины — Давид Эль]]; Указом Президента Украины он награждён орденом «За заслуги» III степени.

Крупнейшей национально-культурной ассоциацией караимов Украины является «Всеукраинская ассоциация крымских караимов „Крымкарайлар“» (первый председатель — Ю. Б. Коген), которая объединяет 10 областных организаций[54].

Небольшая караимская община «Догунма» располагается также в Киеве. Председатель А. Я. Арабаджи[55].

Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешемом, Симферополе в 2003 году проживало 320 семей; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57; в Мелитополе — 30; в Ялте — 21; в Севастополе — 60; в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10 [56]

Караимы Крыма

В настоящее время украинские караимы компактно проживают в крымских городах Евпатория, Саки и Феодосия. Евпатория и Феодосия — центры караимской жизни Крыма. В Евпатории расположена Соборная кенасса, памятник архитектуры XIX века, закрытая при советской власти и заново открытая 13 сентября 2005. Кроме того, в Евпатории находится древняя караимская библиотека «Карай-битиклиги».

С 1996 г. в Симферополе эпизодически выходила газета «Крымские караимы», которая освещала текущую жизнь и историю караимов Крыма, содержит другие материалы. В г. Мелитополе несколько лет существовала караимская страничка при газете [Сетевой ресурс: mv.org.ua «Мелитопольские ведомости»].

В настоящее время в Симферополе выходит русскоязычное приложение «Къырым къарайлар» к газете «Къырым»[57], действуют Крымская республиканская ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» (председатель — Владимир Ормели)[54] и Крымская республиканская федерация караимов (председатель - Олимпиада Горюнова)[58].

Караимы, наряду с крымчаками и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма.

См. также:

Караимы Луцка и Галича

В начале XX века жизнь караимов Луцка и Галича была достаточно активной. Так, в 1914 г. в Луцке вышло 2 номера общественно-исторического, литературного и научного ежемесячника «Сабах», а в 1931—1938 гг. выходил журнал «Karaj Awazy» («Голос караима»). Однако к началу XXI века жизнь общины практически угасла.

Нужно отметить, что караимам Галича и Тракая удалось «законсервировать этот [караимский] язык в таком виде, в каком он существовал пять с половиной веков тому назад» [59].

Возле Галича сохранилось караимское кладбище[60].

Известными караимами Луцка и Галича были: Александр Мардкович (поэт и издатель журнала «Karaj Awazy»), Зэхарйа Абрагъамович (поэт) и Абрахам Фиркович.

Караимы в России

Согласно переписи 1989 года, в РСФСР проживало 449 караимов [61].

По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима [62].

В Москве и Московской области проживают 138 караимов, в Санкт-Петербурге 53 караима.

В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:

  • Культурно-просветительная ассоциация караимов (руководитель — Казас Михаил Михайлович);
  • Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель — Бабаджан Илья Семенович);
  • Лига караимов России (руководитель — Фуки Илья Александрович).

В 1994—2002 гг. в Москве выходила ежемесячная газета «Караимские вести» на русском языке, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «Караимской народной энциклопедии».

Среди известных караимов — разведчик, дипломат и историк Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар, общественный деятель Соломон Самуилович Крым, актёр Сергей Тонгур.

Активное участие в жизни караимских общин принимал Михаил Сарач — караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.

В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.

Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и Самаре. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского Дорогомиловского кладбища) было снесено в годы Советской власти.

Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.

Караимы в Литве

Основная статья: Караимы Литвы

Караимы компактно проживают в некоторых местностях Литвы со времён Средневековья. Караимы единственные из нехристиан в великом княжестве пользовались всеми выгодами Магдебургского права.[63]

В современной Литве проживает менее 250 караимов в 3-х организованных общинах: Вильнюс (ок. 150 чел.), Тракай(менее 50 чел.), Паневежис (менее 30 человек). Имеются действующие караимские кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей. Время от времени издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с параллельным текстом на литовском и караимском (латинской графикой) языках. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведёт активную культурную и общественную работу.

Караимы в Польше

В современной Польше проживает 45 караимов (перепись 2002 года) . Караимские группы есть в Варшаве, Кракове, Вроцлаве и Гданьске.

Существует несколько караимских организаций. Издаётся нерегулярный журнал на польском языке «[Сетевой ресурс: www.karaimi.org Awazymyz]», функционирует караимское издательство «Bitik». В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище. Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В последние годы значительно вырос интерес молодёжи, имеющей караимские корни, к своей истории и культуре.

Караимы в Турции

Основная статья: Караимская община в Турции

Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов[64] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.

Караимы в эмиграции

После Октябрьской революции 1917 определённая часть крымских караимов вместе с войсками Врангеля эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул), а также в Венгрию[65], Чехословакию, Югославию и Болгарию[66].

Караимы во Франции

Франция была одним из основных центров эмиграции крымских караимов после Октябрьской революции. В конце 30-х годов, их численность оценивалась в 300 человек, проживавших в основном в Париже, Ницце и Марселе. Существовали организованные караимские общины, благотворительные организации, культурные общества.

В годы Второй мировой войны караимы подвергались преследованиям со стороны коллаборационистского режима Виши. После войны, караимы Франции были подвержены ассимиляции со стороны русской общины и французского большинства, имела место эмиграция в США, Канаду и Великобританию. В современной Франции общую численность караимов можно оценить в несколько десятков человек, в основном престарелых, проживающих в Париже или рассеянных по Лазурному Берегу. Организованных общин и караимских организаций нет. Верующие караимы Франции, в основном, придерживаются православия или католицизма. Караимы старшего поколения поддерживают активные связи с караимами на Украине и в России и оказывают им материальную помощь.

Наиболее известным членом общины был караимский меценат Михаил Сарач.

Караимы в США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы и именно здесь находится администрация Международного института крымских караимов. Кроме того, в Дэли-сити, что вблизи Сан-Франциско, действует и караимская кенасса.

Наиболее известный член общины — Валентин Кефели (профессор-биолог, в прошлом — главный редактор газеты «Караимские вести»).

Караимы в Израиле

Начиная с 1960—1970-х годов, в связи с усилиями государства ИзраильШаблон:Нет АИ, наблюдается массовая эмиграция караимов. С конца 80-х годов XX века, в Израиль, а также, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР. Примечательно, что среди репатриантов нет караимов литовского и галицко-волынского происхождения. В 1990-х годах в Израиль прибыло несколько сот караимов из стран СНГ. Среди них — композитор Авраам Кефели, тюрколог Ольга Прик, семья просветителя Давида Гумуша.

На караимов распространяется т. н. «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаюся частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («талмудисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.

Караимы из бывшего СССР расселились по всей территории Израиля. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Тель-Авиве. В последние десятилетия караимская молодёжь ассимилируется, под влиянием израильской культуры. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями. Так называемые египетские караимы (около 3000 человек) проживают в Израиле в городе Рамле и посёлке Мацлиах. Среди египетских караимов живёт так же незначительное число стамбульских караимов.

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки — Москва, 2003. — 459 стр. ISBN 5-02-008853-6
  • Д. А. Прохоров. [Сетевой ресурс: commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=4&tek=102&par=74&art=573 Органы караимского конфессионального самоуправления и проблема прозелитизма, межэтнических и межконфессиональных браков в Таврической губернии в XIX — начале XX века (по материалам фонда ТОКДП)]


Ссылки

  • [Сетевой ресурс: karaim-institute.narod.ru/index.htm Международный институт крымских караимов] Шаблон:Ref-en
  • [Сетевой ресурс: www.karaimi.org/ Караимы Польши] Шаблон:Ref-pl, Шаблон:Ref-en
  • [Сетевой ресурс: www.karaim.eu/ Караимы Литвы] Шаблон:Ref-lt, Шаблон:Ref-en
  • [Сетевой ресурс: karaites.narod.ru/ Караимы Украины] Шаблон:Ref-ru
  • [Сетевой ресурс: karai.crimea.ua Сайт крымской караимской общины Крымкарайлар]
  • [Сетевой ресурс: turkolog.narod.ru/info/N4.htm Статьи о караимах на сайте «Тюркологические публикации»] Шаблон:Ref-ru
  • [Сетевой ресурс: www.eleven.co.il/categ/1405 Электронная еврейская энциклопедия о караимах] Шаблон:Ref-ru
  • [Сетевой ресурс: www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/ethnos/karaimy/index.htm О караимах на сервере Таврического национального университета] Шаблон:Ref-ru

Шаблон:Народы Крыма

Бэкап

Шаблоны

Шаблон:НародШаблон:Караимы

Иллюстрации

[[Файл:Qaraylar.jpg|left|225px|thumb|Караимы в традиционной одежде, XIX век]] [[Файл:Karaime aus Traken Bild 5.jpg|thumb|300px|«Караимы из г. Тракая, предазиатская раса с небольшими признаками средиземноморского происхождения». Фото из публикации Ф. Штейнигера<ref name="Steiniger"/>.]] [[Файл:GerbKaraimovKyma.JPG|right|thumb|180px|Герб караимов Крыма]] [[Файл:Warsaw Karaim cemetery.jpg|thumb|Караимское кладбище в Варшаве, основанное в 1890 году]] <center> <gallery> Изображение:National womens suit of Crimean Karaites.jpg |Женский караимский костюм Изображение:National mens suit of Crimean Karaites.jpg|Мужской караимский костюм Изображение:Dishes of Crimean Karaites.jpg|Посуда крымских караимов File:Kibinai.jpg|Известное лакомство караимской кухни — пирожки кибинай. </gallery> </center>
  1. Гершом Киприсчи. [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com/6010.html Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3]
  2. 2,0 2,1 Александр Гаркавец. [Сетевой ресурс: www.unesco.kz/qypchaq/Docs/KaraiMol/KaraiMol.pdf Караимский молитвенник]. — Москва: Лигалорбис; Алматы: Дешт-и-Кыпчак, 2006.
  3. Сборник субботних и утренних молитв по обряду крымских караимов. На русском и караимском языках / Сборник подготовил газзан Евпаторийской кенаса Тирияки В. З. — Евпатория: Оджакъ, 2002
  4. «К. И. Смолянский пишет, что интересной вещью, достойной внимания, в кенаса в Луцке является древняя священная Библия, написанная по-латыни с цитатами на библейском языке, изданная для общего пользования караимов. Автором её является Илия Гуттеро; напечатана она была в Гамбурге в королевской типографии Яна-Саксона в 1587 г. Отсюда следует, что караимы в своем древнем культе пользовались латинским языком.» Источник: Jozef Smolinski. Караимы и их храм в Луцке // Караимская жизнь, № 12 — С. 21—35
  5. Цитата: «…В наших глазах… караимы… потомки тех турок-хазар, которые, как известно, исповедовали закон Моисея и владели Крымом с VIII по XI век». Опубликовано в: Григорьев В. В. Еврейские религиозные секты в России. // Журнал Министерства внутренних дел. — Спб., 1846. Ч. 15. — С. 11-49. Переиздано в: Григорьев В. В. Россия и Азия. СПБ, 1876. — С. 435
  6. 6,0 6,1 Цитата: «Караимы, как остаток некогда господствующего в Крыму целого народа хазар, вытесненного оттуда другой, хотя и родственной тюркской народностью, основались в своём старинном укреплении…Чуфут Кале». Опубликовано в: [Сетевой ресурс: www.nlr.ru/ar/staff/smir.htm Смирнов В. Д.] Татарско-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной комиссии// Известия Таврической Ученой Архивной комиссии, 1918, № 4, С.1—19.
  7. 7,0 7,1 В.П. Алексеев. [Сетевой ресурс: www.cidct.org.ua/ru/publications/Krim.kar/4.html Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краинологии] // в сб.: «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья» — Казань: АН СССР, 1971. — с. 232—271. Цитата: Караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью, происходят от хазар, а не от древних иудеев, с которыми этнически не имеют ничего общего. Цит. по В.П. Алексеев. В поисках предков — М., изд. Советская Россия, 1972. См. также: В. . Алексеев. [Сетевой ресурс: www.cidct.org.ua/ru/publications/Krim.kar/3.html Кто мы?] // «В поисках предков». Антропология и история — М.: Советская Россия, 1972, C. 272, 273, 284—288
  8. 8,0 8,1 [Сетевой ресурс: slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00032/42300.htm Караимы / Большая Советская энциклопедия, изд. 2, 1953, т. 20: изд. 3, 1973, т. 11; Караимы / Народы Европейской части СССР, II. — М., Наука 1964, с. 836—837.]
  9. 9,0 9,1 Шаблон:Статья
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 [Сетевой ресурс: www.lechaim.ru/ARHIV/180/ahiezer.htm Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар, Голда Ахиезер, Лехаим (180), Апрель 2007]
  11. "Нам — современным караимам-просветителям, воскрешающим духовное наследие «Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания» (то есть караимов всей Восточной Европы, в прошлом бывшей под властью Российской империи) близки идеи караимских просветителей 19-начала 20 века — династии Луцких, Султанского, династии Бабовичей, Фирковича, Шишмана об этногенезе караимов Европы в качестве библейско-тюркско-персидской общины — то есть остатка библейского Израиля по мужской линии и прозелитами — перешедшими в караимизм из других народов, смешанных с женщинами из среды тюрков-кыпчаков и хазар и персов-татов. В то же время нам абсолютно чужды безграмотные, антинаучные и попросту невежественные идеи-фантазии нынешних пантюркистов-популистов, не знающих по-настоящему, в отличие от их духовного вождя Шапшала, ни одного караимского языка (не только иврита и арабского, на которых созданы тысячи караимских текстов, но даже и тюркского!), и пишущих свои любительские антинаучные статейки в основном по-русски или на другом славянских языках, утверждающих, что современные караимы — это исключительно потомки хазаров-язычников."Хазарский след", сколь заманчивым он бы ни был в конце 19 начале 20 века — не объясняет всего сложного комплекса этногенеза караимов, и в особенности караимов Восточной Европы. Не выдерживает эта теория и проверки современной лингвистикой и генетикой. Все тюркские языки и диалекты, которыми пользовались караимы на протяжении своей истории принадлежат к кыпчакской и огузской подгруппам тюркской группы языков, а не к хазарской, а с точки зрения ДНК — караимы Восточной Европы имеют не только тюркские, но и ближневосточные гены." // Гершом Киприсчи. [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com/6010.html Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3]
  12. Голден П. Б. Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. Khazars. М.-Иерусалим, 2005.
  13. 13,0 13,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок artamonov не указан текст
  14. Эрдаль М. Хазарский язык // Хазары, сб. статей М., 2005; [Сетевой ресурс: slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00085/79900.htm Хазарский язык // БСЭ. Т.29]; Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.66.
  15. Г. Ахиезер, Д. Шапира, «Караимы Литвы и Волыни-Галиции до XVIII в.». // Пеамим 89 (2001), с. 19-21 (на иврите)
  16. 16,0 16,1 16,2 Статья [Сетевой ресурс: www.eleven.co.il/?mode=article&id=11972 «Караимы»] в «Электронной еврейской энциклопедии»
  17. Гершом Киприсчи. [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com/6430.html Первые караимы в Крыму — переселенцы из Самарии. Лекция 9]
  18. «Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями. Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными.» // [Сетевой ресурс: karai.crimea.ua/26-krymskie-karaimy-sostavitel-k.-a.-efetov.html Крымские караимы (составитель — профессор биохимии К. А. Ефетов)]
  19. См., напр., А. А. Бабаджан, «Публикации о крымских караимах или История одного „верблюда“», в газете «Къырым» № 22(1190), 19-е марта 2008
  20. см. например М. Я. Чореф
  21. Меметов А. [Сетевой ресурс: science.crimea.edu/zapiski/2009/filologiya/uch_22_3fn/172-178.pdf О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ТЮРКСКИХ НАРОДАХ» КРЫМА] // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.
  22. Talko-Hryncewicz J. Karaimi v. Karaici litewscy // Materiały anthropologiczno-archeologiczne i etnograficzne. — T.VII. — Kraków, 1904. — S. 44-100.
  23. Шаблон:Книга
  24. M. Балабан. [Сетевой ресурс: www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/11-2/117.htm Караимы Галиции] // Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  25. Вайсенберг С. Караимы и крымчаки в антропологическом отношении. — Русский антропологический журнал. — 1912. — XXXII. С. 38-56.
  26. Михаил Рейхер-Сосновский (1888—1973) — польский антрополог еврейского происхождения, ординарный профессор Вильнюсского университета, в 1945—1947 гг. работал на руководящих должностях в Медицинской академии в Гданьске.
  27. Коррадо Джини (1884—1965) — профессор University of Rome (1925), основатель и председатель «Comitato italiano per lo studio dei problemi della popolazione» (Комитета по изучению вопроса о народностях, 1929). Aвтор книги «Научные основы фашизма»(1927)
  28. Corrado Gini. Караимы Польши и Литвы = I Caraimi di Polonia e Lituania // Genus, June, Vol. II No. 1-2. Roma, 1936, C. 1-56.
  29. Шаблон:Статья
  30. [Сетевой ресурс: www.glottopedia.org/index.php/Jan_Czekanowski Czekanowski J.] Zzagadnien antropologii Karaimow // Mysl Karaimska, Ser. Nowa. — T. 1. — Wroclaw, 1947
  31. Шаблон:Статья
  32. Дяченко В. Д. Антропологічний склад українського народу. — К., 1965.
  33. К. Фрид, И.Ландау, Т. Коен и А.Гольдшмидт. О некоторых генетических и полиморфных особенностях караимской общины.//הרפואה. Журнал медицинских профсоюзов в Израиле. Том LXXV No 12 Декабрь, 15, 1968, с. 507—509. Генетическая лаборатория Еврейского Университета. Университетская клиника «Адасса», Иерусалим
  34. Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.,1999. С.4., Послесловие В.Я. Петрухина, С.226.
  35. [Сетевой ресурс: www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mzai/2009_15/index_files/573-621.pdf Д. А. Прохоров. Общественные, национально-культурные объединения и органы конфессионального самоуправления крымских караимов в 1917—1920 гг. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XV — C.573-621]
  36. Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления — 1917. — № 5-6. — 1 ноября — С. 8
  37. [Сетевой ресурс: www.cidct.org.ua/ru/publications/Karaim/20.html О караимах на сайте Центра информации и документации крымских татар]
  38. Давид Тирияки. Вести из Евпатории // Caraimica # 5 — Международный институт крымских караимов: Симферополь, Украина — Слиппери Рок, США: 2007 — C. 46
  39. «Концепция карайлар — псевдо-пантюркской русскоговорящей группы людей, искусственно созданной полуязычниками-полуатеистами 20 века — будет ассоциироваться с непродолжительным этапом тьмы и заблуждения в истории караимов Восточной Европы… В смысле пантюркизма современных караимов Восточной Европы мы имеем дело с настоящим феноменом. Если ещё в Польше и Литве есть ещё отдельные люди способные читать на караимско-татарском языке, понимая его, языке, близком к языку средневекового „Кодекс Куманикус“, то в России и на Украине таких практически нет, разве только те, что усвоили крымскотатарский язык от вернувшихся из изгнания в Узбекистане крымских татар, куда последние были выгнаны Сталиным. Определяя себя в качестве мифических „караев“, а не караимов-тюрков, они, при этом, подчёркивают свою отдельность и обособленность как от иудеев, и даже от караимов Ближнего Востока, так и от самых близких к ним по языку (которого они, правда, в большинстве своём сами не знают!) крымских и литовских татар, карачаевцев, кумыков и прочих кыпчакских по принадлежности к языковой группе народов (именно к кыпчакской, а не к хазарской — ветви тюркских языков» //Гершом Киприсчи. [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com/6010.html Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3]
  40. [Сетевой ресурс: www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=137783&PORTAL_ID=7145&SECTION_ID=7183 События, случившиеся в Крыму в царствование Шагин-Гирей хана] — перевод А.С. Фирковича с еврейской современной рукописи, сочинённой караимом Рабби-Азарья, сыном Илии // Временник императорского Общества Истории и Древностей Российских. — М., 1856. кн. 24.
  41. Дуван Я. [Сетевой ресурс: www.caraimica.org/document/202 Катехизис, основы Караимского закона. Руководство по обучению Закону-Божию Караимского юношества]. — СПб., 1890.
  42. Каплановский И. З. Друг людей. Нравоучение караимскому юношеству с приведением текстов великих писателей священных книг. — Одесса, 1886.
  43. [Сетевой ресурс: lvov.judaica.spb.ru/case.shtml А. Львов. Дело о караимских молитвенниках]
  44. [Сетевой ресурс: books.google.com.ua/books?id=tiMMAAAAIAAJ&dq=Rozprawa+o+Karaitach&printsec=frontcover&source=bl&ots=1vAuOT7bqC&sig=N0SXWToxfXZS8aFncqrdoNmf2bo&hl=ru&sa=X&oi=book_result&resnum=1&ct=result#PPA143,M1 Tadeusz Czacki, Kazimierz Józef Turowski. Rozprawa o Żydach i Karaitach — Nakładem Wydawn. Biblioteka Polskiej, 1860; «Pierwszy raz drukowana 1807 r. w Wilnie u Józefa Zawadzkiego» — C. 178 ]
  45. [Сетевой ресурс: www.mjcc.ru/news/1333/index.html Караимы: кто они? // Сайт МЕОЦ]
  46. Ш. Спектор, «Караимы в Европе под властью нацистов по документам из Германии», Пеамим 29 (1986), с. 90-108 (на иврите).
  47. Я. Е. Водарский, О. И. Елисеева, В. М. Кабузан. Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков (Численность, размещение, этнический состав). — Москва, 2003
  48. [Сетевой ресурс: demoscope.ru/weekly/ssp/ussr_nac_26.php Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР]
  49. [Сетевой ресурс: demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_59.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР]
  50. [Сетевой ресурс: demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_70.php Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР]
  51. [Сетевой ресурс: demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР]
  52. [Сетевой ресурс: demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР]
  53. [Сетевой ресурс: www.karaim.eu/index.php?id=2&lang=en History // Karaims in Lithuania]Шаблон:Ref-en
  54. 54,0 54,1 [Сетевой ресурс: www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=518 Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар»] // В. П. Петров. Национально-культурные объединения Автономной Республики Крым
  55. [Сетевой ресурс: kale.at.ua/news/kievskoe_kenasa_peredajut_ne_karaimam/2010-02-14-13 Киевскую кенаса передают… Не караимам!?]
  56. В. С. Глаголев [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Karaites.html Философско-религиозные аспекты в изучении караимов] // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250.
  57. [Сетевой ресурс: www.qirim.info/?cat=9 Крымские караимы. «Къырым къарайлар». Русскоязычное приложение к газете «Къырым»]
  58. Горюнова О.В. Караимы в Крыму: Истоки и современность — Симферополь, 2007. — C. 40
  59. Мусаев К. М. Грамматика караимского языка. Фонетика и морфология. — М.: Наука, 1964 — С. 6
  60. Галина Добош. [Сетевой ресурс: www.radiosvoboda.org/Content/Article/1202158.html Галицькі караїми: Лишилось тільки двоє] // Радіо Свобода [23.09.2008]
  61. [Сетевой ресурс: demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=1 Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР]
  62. [Сетевой ресурс: www.perepis2002.ru/ct/doc/descript_00.doc Перечень встретившихся в переписных листах вариантов самоопределения населения по вопросу «Ваша национальная принадлежность»]
  63. [Сетевой ресурс: www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv463.htm#vgv463para11 Г. В. Вернадский. «Россия в средние века»]
  64. Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]
  65. Album «Archive of the Dmitri Penbeck’s family» -- compiled by V. Penbek — Simferopol-Slippery Rock, 2004. — C. 24
  66. Кропотов В. С. Военные традиции крымских караимов — Симферополь, 2004. — C. 75