Симферопольский автобус
Симферопольский автобус — ранее крупная система городских автобусов, охватывавшая все районы Симферополя (такие как микрорайоны Украинка, Петровская балка, Луговое, Загородный, Каменка, улиц Маршала Жукова, Героев Сталинграда, 51-й армии), которые не имели электротранспорта (действующего троллейбуса и бывшего трамвая), а ныне представленная преимущественно многочисленными маршрутными такси частных перевозчиков.
В 2002 году коммунальное АТП 14327 и его 12 маршрутов были закрыты и автобусные перевозки полностью перешли частным перевозчикам. Для постепенного возрождения системы городских автобусов в 2010 году было создано предприятие КРП «Крымавтобус», закуплено 25 автобусов, открыты 2 маршрута. Планируется вновь запустить маршруты на улице 51-й Армии и в микрорайон Петровская балка.
Содержание
История
Запуск первых автобусов
Первый автобус в Симферополе появился в 1935 году на пригородном маршруте Симферополь — Карасубаза́р. В то время автобусная станция находилась на месте Центрального универмага (ЦУМ). В Симферополе практически отсутствовали городские маршруты, поскольку в городе действовало трамвайное сообщение, 4 маршрута которого охватывали весь город.
Развитие автобусного движения
Масштабное развитие автобусных маршрутов началось в 1970 году когда было закрыто трамвайное движение, а троллейбусные маршруты обслуживали не весь город.В это время в Симферополе начали появляться новые микрорайоны Героев Сталинграда, Маршала Жукова, Залесская, и автобус стал в этих районах основной транспорт, так как туда не был протянут электротранспорт.Автобусный парк стал пополнялся новыми Венгерскими автобусами Ikarus 180 и Ikarus 556.Для улучшения транспортного обслуживания в Симферополе начали работу два автобусных парка: АТП 14327 (городские маршруты) и АТП 14329 (пригородные маршруты).В 1973 году в Симферополь стали поступать новые современные автобусы Ikarus 260 , а с 1977 года Ikarus 280.
В конце 80-х в Симферополь поступили автобусы Ikarus 263.
Кризис 90х
Шаблон:Фоторяд В 1990 году. в городе работали 10 маршрутов, которые обслуживали районы города не имеющего движения электротранспорта.В начале 90-х автобусный парк получил новые автобусы ЛиАЗ-5256.00 и ЛАЗ-42021, которыми смогли частично обновить автобусный парк.
В 1995 году открылись новые автобусные маршруты №5 Центральный рынок — Пневматика, №7 Центральный рынок — Ак-Мечеть, №10 Загородный — Автовокзал, №12 пл. Советская — Хошкельды.Не смотря на открытия новых маршрутов стали сокращаться старые, маршрут №2 был сокращён до пл. Советской, но вскоре был возвращён на ул. Залесская.
Конец 90-х для Симферопольского автобуса стал самым тяжёлым периодом за всю историю.Из состава крупнейшего автотранспортного предприятия Крыма ГП Крымавтотранс были выведены АТП 14327 и АТП 14329, первый вошёл в коммунальную собственность города а второй в республиканскую.В 1998 году и за отсутствия финансирования перестал обновляться автобусный парк, старые автобусы начали списываться а в замен новые не поступали, начали сокращаться маршруты, а некоторые вовсе отменялись.К этому времени в городе начали действовать маршрутные такси, и автобусный парк уничтожался в угоду частных перевозчиков.
Закрытие в 2000х
В 2000-м году АТП 14327 было передано частной фирме Аспект, которая обещая обновит автобусный парк и развивать автобусные маршруты начала уничтожать автобусное движение.К 2001 году сократилось количество автобусов на маршрутах, уменьшились само количество маршрутов и в место десяти маршрутов остался один.
2002 году АТП 14327 было признано банкротом и прекратило свое существования, для поддержки автобусных перевозок на городские маршруты №1 «улица Маршала Жукова» — «КАПКС», № 2 «Луговое» — «3алесская», № 7 «улица 51 Армии» — «улица Залесская» начал выпускать автобусы пригородный автобусный парк АТП 14329, и многие пригородные маршруты стали отправляться от площади Куйбышева в восточном направлении. Также была оказана помощь в Западном направлении для доставки пассажиров из пригородных сёл, Бахчисарайское АТП 14340 направило пригородные маршруты до Центрального рынка, а отправление производилось от остановки завод «1-го Мая».В 2003 году АТП 14329 прекращает перевозки по городским маршрутам.Этим временем в Симферополе появляются всё больше маршрутных такси, которые становятся популярными у жителей города, 118 маршрутов охватили все районы, давая пассажирам возможность добираться в любые точки города без пересадок. В 2004 году пригородные маршруты с площади Куйбышева перенесены на А/С Восточная и от завода 1-го Мая на А/С Западная. В 2007 году АТП 14329 прекращает перевозки на пригородных маршрутах, и все маршруты переходят частным перевозчикам.
Первые шаги возобновления автобусного хозяйства
В 2010 году спустя 8 лет правительством Автономной Республики Крым было принято решение о восстановлении Симферопольского автобусного парка, и было создано Крымское республиканское предприятие КРП КРЫМАВТОБУС. Для новосозданного предприятия были закуплены 25 автобусов средней вместимости Богдан А201, в этом же году принято решение о оптимизации городских маршрутов. Большая часть маршрутных такси перенесена с центральных улиц на параллельные и принимается проект об движение в центре преимущественно для электротранспорта и для будущих автобусов. В 2011 г. автобусы вышли на маршрут № 3 «Свобода» — «Льдозаводское», спустя две недели открылся новый маршрут № 98А «Аэропорт» — «7 гор.больница» — «Фонтаны». В 2013 году Крымское республиканское предприятие КРП КРЫМАВТОБУС переходит в коммунальную собственность города Симферополя. На 2013 год АТП 14329 уже перестало осуществлять какие либо перевозки, территория парка сдавалась в аренду.
После анексии Крыма Россией
В Январе 2015 года КП КРЫМАВТОБУС было переименовано в МУП ГОРАВТОТРАНС.
Возвращение автобусов
15 декабря 2015 года в Симферополь начали поступать автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292.25 декабря 2015 года на пл. Ленина прошла презентация новых автобусов.
В Январе 2016 года начали поступать автобусы НефАЗ. 15 июля 2016 года на улицы Симферополя вышли автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292.71 на маршрут № 30 Свобода - 7я горбольница, а 21 июля ЛиАЗы вышли на маршрут №3 Свобода - ул. Маршала Жукова. 26 июля 2016 года новые автобусы начали обслуживать 70й маршрут ул. Арабатская - 7я горбольница и 49 Аэропорт - Марьино. В конце августа 2016 года на маршрут № 98 7я горбольница - Аэропорт вышли первые автобусы НефАЗ-5299-30-51. В Сентябре 2016 автобусы вышли на маршрут № 7 ул. 51й армии - Ак- мечеть.В октябре 2016 автобусы вышли на маршрут №65 ж/д Вокзал - Курцы и №6 ул. Жидкова - Абдал.В ноябре ГорАвтоТранс начал обслуживать маршруты №29 и 166.
В январе 2017 года предприятие МУП Горавтотранс переехало на новую территорию на ул. Кубанская 21. 3 февраля 2017 года предприятие ГУП РК Крымтроллейбус начал обслуживать пригородные маршруты 105 и 154 автобусами марки КАВЗ. 10 октября 2017 года на предприятие поступают первые три укороченных автобуса ЛиАЗ-4292.4 декабря 2017 года запущен новый автобусный маршрут №55 а/с Западная — Битумное.
16 января 2018 года МУП Горавтотранс начал обслуживать возобновлённый маршрут №22 пл. Куйбышева — Белое-5. 16 апреля 2018 года запущен новый автобусный маршрут №77, соединяющий Аэропорт "Центральный" с новым Аэровокзалом. 10 июня 2018 года ГУП РК Крытроллейбус стал обслуживать маршрут №135 пл. Московская — Красное. 3 августа 2018 года МУП Горавтотранс стал обслуживать маршруты №12А и 12Б.
Маршруты
Действующие
Закрытые
Пригородные маршруты
Подвижной состав
Действуйщий
Шаблон:Color | ||||
Фото | Модель | Количество | Примечание | |
---|---|---|---|---|
150px | ЛиАЗ-5292.71 | 40 | Автобусы работают на маршрутах №3,7,30,49,55,65,70,98. | |
150px | ЛиАЗ-4292 | 6 | Автобусы работают на маршрутах №70. | |
150px | НефАЗ-5299-30-51 (5299UN) | 30 | Автобусы работают на маршрутах №3,7,30,49,55,65,70,98. | |
150px | КАвЗ-4238-72 | 30 | Работают на маршрутах: 105,154,Симферополь - Саки,Аэропорт - Николаевка. | |
150px | Богдан А20111 | 28 | Работают в режиме маршрутного такси на маршрутах №6,12А,12Б,22,29,166. |
Автобусные парки
Действующие
Шаблон:Color | ||||||
Фото | Парк | Дата открытия | Адрес | Маршруты | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|---|
150px | МУП "ГОРАВТОТРАНС" | 2017 год | г.Симферополь, ул.Кубанская, 21. Тел.: 8 (0652) 24-67-90 | 3,6,7,29,30,49,55,65,70,98,166. | ||
150px | ГУП РК КРЫМТРОЛЛЕЙБУС | 2017 год | г.Симферополь, ул.Киевская 78. Тел.: 8 (0652) 27-43-38, 25-35-51 | 105, 154. | ||
150px | ГУП РК КРЫМАВТОТРАНС | 1927 год | г.Симферополь, ул.Севастопольская, 20а. Тел.: 8 (0652) 27-43-38, 25-35-51 | Перевозки не осуществляет. |
Закрытые
Шаблон:Color | |||||||
Фото | Парк | Дата открытия | Дата закрытия | Адрес | Маршрут | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
150px | МУП ГорАвтоТранс (Площадка СТП-2) | 2015 год | 2017 год | г. Симферополь, ул. Глинки 69 | №3,6,7,29,30,49,65,70,98,166. | С 2011 по 2017 автобусный парк базировался на территории СТП-2.В 2017 году переведён на территорию на ул. Кубанская 21. | |
150px | КП Крымавтобус | 2011 год | 2015 год | г. Симферополь, ул. Глинки 69 | №3,30,98. | С 2011 по 2017 автобусный парк базировался на территории СТП-2.В 2015 году предприятие переименовано в МУП Горавтотранс. | |
150px | АТП 14327 | 1935 год | 2002 год | г. Симферополь, ул.Киевская 20 | 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 | Закрыт в 2002 году.Часть автобусов перешли в АТП 14329.Сегодня территория АТП служит отстойникам автобусом прибывших из дальних рейсов. | |
150px | АТП 14329 | 1987 год | 2009 год | г.Симферополь, ул. Глинки, 61а. Телефон: +380 (652) 61-60-17. | Городские перевозки прекращены в 2003 году, пригородные в 2007 году.Междугородные прекратились примерно в 2012 году.Сегодня существует как Коммандитное общество , регулярные перевозки не осуществляет.Территория сдана в аренду. | ||
150px | АТП 14340 | г.Бахчисарай, ул.Фрунзе, 34 | Пригородные | Маршруты в Симферополе не осуществляет, маршруты перенесены на а/с Западную. |
Автовокзалы
Шаблон:Color | |||||
Фото | Станция | Обслуживает направления | Адрес | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
150px | Центральный Автовокзал | Междугородные перевозки по Крыму ,и Российской Федерации. | г. Симферополь, ул. Киевская, 4, | Открытие автовокзала состоялось в 1959 году. | |
150px | Автостанция Курортная | Междугородные перевозки по Крыму. | г. Симферополь, ул. Гагарина 8. (Привокзальная площадь ж/д вокзала) | ||
150px | Автостанция Западная | Пригородные перевозки в западном направление Крыма. | г. Симферополь, ул. Севастопольская 243. (Новоромановка) | ||
150px | Автостанция Восточная | Пригородные перевозки в восточном направление Крыма. | г. Симферополь, ул. Самохвалова 4. (Свобода) | ||
150px | Автостанция Аэропорт | Междугородные перевозки по Крыму. | г. Симферополь,с. Укромное, площадь Воссоединения, 1 | Кассы расположены в здании аэровокзала. |
Закрытые автовокзалы
Шаблон:Color | |||||
Фото | Станция | Обслуживал направления | Адрес | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
150px | Автостанция Аэропорт | Междугородные перевозки по Крыму. | г. Симферополь,пос.Аэрофлотский пл. Аэропорта. | ||
150px | Автостанция Аэропорт | Междугородные перевозки по Крыму. | г. Симферополь,пос.Аэрофлотский пл. Аэропорта. | ||
150px | Автостанция Союзтранс | Все направления Крыма | пр. Кирова 19/1 | Первая автостанция была открыта в 1935 году.В последствии была перенесена на ул. Желябова/Карла Маркса. Сегодня на месте первой автостанции расположен Центральный Универмаг "ЦУМ". | |
150px | Автостанция Симферополь | Все направления Крыма | ул. Желябова/ул.Карла Маркса | Предположительно закрыта в 1970-1980 годах. |
Перспективы
До 2018 года власти Крыма планируют закупить 380 автобусов марки ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5256 городского и пригородного типа.
Интересные факты
- После закрытия АТП 14327 два сочленённых автобуса Ikarus-280 и 4 больших автобуса Ikarus-260 были выкуплены частным перевозчиком и эксплуатировались на маршрутах № 1 ул. Маршала Жукова — КАПКС (до 2006 года) и 14 пл. Куйбышева — Коллективные сады, 34 пл. Куйбышева — Живописное и на маршруте САТТ — 3-й массив.
- Возобновлённый КРП «Крымавтобус» в 2010 году маршрут № 3 ранее действовал по другому направлению.